Аспирантура в РУДН: выпускники – кадровый научный потенциал университета. Аспирантура полного дня
Аспирантура в РУДН: выпускники – кадровый научный потенциал университета. Аспирантура полного дня
60 самых активных и перспективных молодых ученых-аспирантов получили возможность вплотную заняться наукой и повысить свою конкурентоспособность на международной научной арене.

В сентябре 2018 года состоялся очередной этап ежегодного конкурса «Аспирантура полного дня». Принять участие мог любой аспирант РУДН, ведущий активную научную деятельность, выступающий на научных конференциях и семинарах, участвующий в научно-исследовательских проектах и т.д. Дополнительным требованием к конкурсантам стало наличие научных публикаций (ВАК, РИНЦ, Scopus, Web of Science) в  области их исследований, а также сертификат о знании иностранного языка.

По результатам конкурса были выбраны 60 наиболее перспективных кандидатов, каждый из которых будет получать ежеме­сячную стипендию в размере 38630 рублей.

Аспиранты полного дня разрабатывают свой индивидуальный план по участию в научно-технических мероприятиях в ведущих университетах и научных организациях. Они занимаются подготовкой публикаций для научных изданий, индексируемых в базах данных WoS и Scopus, а также изучают информацию о стажировках и программах мобильности в ведущие мировые университеты.

Участие в конкурсе способствует постро­ению академической карьеры и вовлечению аспирантов в международное научное со­общество через участие в исследованиях, публикационную деятельность и формиро­вание прикладных компетенций.

Аспирантка Математического института РУДН Юлия Беляева прошла месячную стажировку в Гейдельбергском университете имени Рупрехта и Карла и рассказала о том, чем различается подход к науке и исследованиям в России и  Германии.

Как вы попали на стажировку? Была ли поддержка от РУДН?

Поддержка была конкретно от Математического института РУДН им. С.М. Никольского, который совместно с российско-немецким междисциплинарным центром G-RISK реализует грантовую программу, благодаря которой многие студенты, аспиранты и преподаватели имеют возможность уехать на стажировку в один из университетов Германии. Достаточно было обозначить интересующую тебя тему исследования и найти университет, где есть ученые, изучающие, если не то же самое, то хотя бы близкое к твоей теме. Я подала заявку на конкурс и была приглашена на месячную стажировку (с 23 апреля по 23 мая 2018 года) в Университет имени  Рупрехта и Карла в городе Гейдельберг под руководством профессора Вилли Йегера.

Были ли сложности с языком или другие проблемы, связанные с проживанием в незнакомой стране?

Все обучение и общение проходило на английском языке, и конечно, если человек слабо владеет языком, учиться и взаимодействовать с другими будет тяжело. Благодаря изучению его в школе, университете и даже в аспирантуре, мой английский позволял мне на высоком уровне не только общаться с коллегами, но и выступать на различных конференциях и посещать семинары.

Как был организован сам процесс обучения? Участвовали ли вы в исследовательских проектах?

Сам процесс строился на индивидуальной работе в кабинете, где каждому выделяют рабочее место, компьютер, а в процессе работы тебя консультирует твой научный руководитель — направляет тебя, дает советы и рекомендации относительно твоего исследования. Я продолжила изучать тему своей диссертации по уравнениям Власова- Пуассона под руководством профессора Йегера. Кстати, как оказалось, он, помимо занятия математической медициной и математической биологией, имеет большой опыт в решении нелинейных задач. Моя область научных интересов, как раз, нелинейные системы. Соответственно, нам удалось вместе поработать над одной из задач моей диссертации. В процессе обучения я посещала междисциплинарные научные семинары по матмедицине, матмоделированию.

Какое место в Гейдельбергском универ­ситете занимают наука и исследования?

По поводу всей системы организации я не могу ничего утверждать, но на факультете математики лично для себя я отметила высокую ответственность и заинтересованность самого Университета в развитии научных исследований и поддержке ученых в целом. Это проявляется абсолютно во всем: от современной инфраструктуры и технического оснащения до отношения руководства к сотрудникам, так и отношения между самими учеными. Например, в Гейдельбергском университете действует принцип работы 24/7, в том плане, что двери университета открыты для ученых круглосуточно, т.к., несмотря на какой-то установленный режим, некоторые предпочитают заниматься допоздна или вовсе ищут вдохновения по ночам, то есть все индивидуально. И тут, конечно, замечательно, что университет это понимает и подстраивается под своих сотрудников.

Чем различается подход к развитию науки и исследований в РУДН и в Гейдельбергском университете? Есть ли какие-то аспекты, которые в этом плане РУДН следовало бы перенять у коллег?

Конечно, различия есть, но уже сейчас РУДН во многом не уступает Гейдельбергу. Да, нам есть чему у них поучиться, например, в плане создания комфортных условий для занятия наукой: в университете в Германии мне выделили собственное рабочее место, компьютер, дали доступ к огромной библиотеке и возможность знакомиться с диссертациями, работами других ученых. У нас пока, к сожалению, такого нет — значительную часть времени ты работаешь из дома, и поэтому очень часто возникает чувство изолированности. И тут уже возникает другая проблема — нехватка общения с другими учеными, отсутствие цельного комьюнити, в котором можно найти собеседников, рассказать о своей работе и послушать других, почувствовать себя частью настоящего научного сообщества. Отчасти поэтому мы с другими аспирантами РУДН недавно создали Общематематический аспирантский семинар, где каждую неделю собираются молодые ученые, которые хотят обсудить последнюю научную литературу, обменяться знаниями, мнениями и, возможно, найти соратников.

В целом, если сравнивать наш РУДН и Гейдельбергский университет, могу смело сказать, что у нас есть и что-то общее. Например, студенты и в Германии, и в России очень отзывчивые и интересные. Мне за время стажировки не раз помогали абсолютно незнакомые люди, и в этом мы похожи, т.к. у нас в РУДН принцип взаимопомощи один из основных.

Насколько опыт стажировки был для вас полезен? Что нового вы для себя открыли и переняли ли какие-то навы­ки у немецких коллег?

Безусловно, это бесценный опыт побывать в другой стране, попробовать поработать в новых условиях и в окружении незнакомых людей. Эта стажировка стала для меня своеобразной встряской, возможностью посмотреть на свое исследование под другим углом, проработать новые идеи, одну из которых я, кстати, до сих пор изучаю. Даже несмотря на то, что стажировка длилась всего четыре недели, я чувствую, что выросла как ученый, улучшила свои навыки самопрезентации и общения с другими учеными.