Васильченко Елена Викторовна
"Понимать звучание мира ‒ значит жить в гармонии с ним"
Окончила фортепианный факультет Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
Окончила аспирантуру по кафедре истории музыки теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Защитила кандидатскую диссертацию по специальности «Музыковедение» на тему «Традиционная музыка Вьетнама и ее связи с музыкальными культурами Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии».
Доцент теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Стажировалась и преподавала в музыкологических центрах США (Школа музыки университета Индианы), Германии (Институт сравнительного музыкознания и документации в Берлине), Швейцарии (Центр исследований музыки Азии и Африки в Женеве), Индии (Академия Сангит Натак в Дели), Вьетнама (консерватория в Ханое), Японии (Университет искусств в Киото, Токийский университет искусств и др.).
Член Международного общества по традиционной музыке.
Член Европейского семинара этномузыкологов.
Член Индийского музыкального конгресса.
член Арабской Академии музыки.
Заведующая межвузовской кафедрой «Музыкальные культуры мира» (Институт стран Азии и Африки при Московском государственном университете (МГУ) им. М.В. Ломоносова – РУДН).
Защитила докторскую диссертацию по специальности «Теория культуры» на тему - «Культура звука в традиционных восточных цивилизациях».
Присвоено ученое звание профессора.
Заведующая кафедрой теории и истории культуры факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.
Руководит в РУДН новым образовательным направлением «Искусства и гуманитарные науки» (Arts and Humanities).
Член координационного совета и совета учебно-методического объединения (УМО) в области инновационных междисциплинарных программ при Санкт-Петербургском государственном университете.
Член диссертационного совета по культурологии при МГУ им. М.В. Ломоносова.
Член диссертационного совета по направлению «Философия, этика и религиоведение» при РУДН.
Награждена грамотой Министерства образования Российской Федерации. Ветеран труда.
Преподавание
1. Имеет сорокалетний стаж преподавательской работы в ведущих вузах Москвы (в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Государственном музыкально-педагогическом институте (ГМПИ) им. Гнесиных, Институте стран Азии и Африки при МГУ им. Ломоносова, Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), Российском университете дружбы народов (РУДН).
2. Читает для студентов бакалавриата и магистратуры направления «Искусства и гуманитарные науки» курсы:
- «Основы музыкальной культурологии».
- «Музыкальная культура цивилизаций мира».
- «Популярная музыка и теория и практика шоу-бизнеса».
- «Основы музыкальной американистики».
- «Музыкальная культура стран Дальнего Востока».
- «Музыкальные традиции Ближнего и Среднего Востока».
- «Музыкальные традиции Южной и Юго-Восточной Азии».
- «Мировое музыкальное наследие».
- «Музыкальный бизнес: российский и зарубежный опыт»
- «Классический мюзикл»
- «Культурология».
Наука
- Предложила системный подход к изучению феномена звука/музыки как универсальной типологической модели, способной выступать в качестве «культурного кода» той или иной цивилизации и отражать определенную модель мировосприятия, политико-идеологическое устройство государства, социокультурную специфику этносов. Научные разработки позволяют прогнозировать современные тенденции и социокультурную динамику музыкальных культур мира.
- На основе самостоятельно собранных в экспедициях по Индии, Вьетнаму, Японии, Ирану и Ираку материалов получила научные разработки по типологии музыкальных культур мировых цивилизаций и провела анализ влияния современных глобальных процессов на развитие музыкальной деятельности человека. Показала, что существуют цивилизации, где само звуковое творчество является определяющим в музыкальной культуре. В Китае звук – это первооснова Мироздания, он символически связан с пятью стихиями (вода, огонь, дерево, металл, земля). В древнеиндийских представлениях звук – это то, что тоньше эфира (акаши) и любой материи. У кочевых народов звук – это инструмент обживания человеком окружающего пространства (бескрайней степи), его разнообразной локации, общения с животным миром.
- Впервые в научной практике отечественной музыкальной культурологии сделала попытку определить структуру архитектоники музыкальной культуры региона Юго-Восточной Азии, анализируя топосы смыслов феномена звука, символику звукомузыкальных цивилизационных кодов и характер звукомузыкальной экспрессии. Впервые в этнологической практике вводит понятие «бронзофон», рассматривая знаменитые бронзовые барабаны и гонги, прежде всего, как звучащие агрегаты с особыми акустическими свойствами и анализируя сложившуюся вокруг них сакрально-мистическую символику которая надолго утвердилась в культурной практике народов региона и определила тембровый имидж большинства его музыкальных традиций.
- Показала, что народы Юго-Восточной Азии выбрали бронзу для изготовления звуковых агрегатов, поскольку этот материал позволил добиться яркого, слышимого на большие расстояния, волнообразного звучания, которое не гасили ни звуки джунглей, ни шум морских волн. Символическое содержание бронзового барабана заложено в его форме – это ощущение вместилища макро- и микрокосма. На основе проведенных исследований выдвинула предположение о физиологическом воздействии звучания гонга. Ансамбль гонгов – не ансамбль для слушания. Он используется местными народами, прежде всего, как средство погружения в особое психоэмоциональное состояние.
- Совместно с композитором и музыкологом Дж. К. Михайловым в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского разрабатывала новые научные направления: «музыкальная культурология» и «сонология культуры», позволяющие в ином ракурсе рассматривать феномены различных музыкальных культур мира. Суть подходов - в признании звуковых феноменов первичными в построении модели музыкальной культуры — звук находит свое осмысление в этико-эстетических, натурфилософских учениях разнообразных региональных цивилизаций, а также в мифологии и космогонии, и рассматривается как онтологически самодостаточная субстанция, организующая мировое пространство и время.
- Автор 10 учебников (2 с грифом Учебно-методического объединения (УМО)), более 100 публикаций в региональных, центральных российских и иностранных изданиях, в т.ч. в журналах «Обсерватория культуры», «Вестник РУДН по философии», «Культура и цивилизация», «Дом Бурганова. Пространство культуры» и др., публикаций на вьетнамском, арабском, английском языках, а также трех монографий:
Васильченко Е.В. Звук – музыкальный инструмент – человеческий голос в цивилизациях Дальнего Востока и Юго-восточной Азии. Рус. деп. в ИНИОН РАН № 52626 от 13.05.97.
Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира. Культура звука в традиционных восточных цивилизациях: Монография. – М., 2001.
Васильченко Е.В. Звук - музыка в системе культуры мировых цивилизации. Монография. М.: Изд-во РУДН, 2008;
Научные интересы
- феномен звука в системе культуры мировых цивилизаций;
- сонология культуры (sonology of culture);
- типология мировых музыкальных культур - Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Ближнего и Среднего Востока, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
- гендерные процессы в мировых культурах – Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии;
- глобальные процессы в развитии звуко-музыкальной деятельности человека;
- онтологические аспекты звукового сознания;
- миромоделирующие, символические, семантические и другие уровни музыкальных текстов;
- универсалии и архетипы музыкальной культуры;
- место звука и музыки в системе экспрессивных средств (танец, поэзия, театр, живопись).