Как студенты РУДН исследовали туристический потенциал Алжира
В Алжире прошла Международная студенческая школа «Городское развитие и брендинг территорий в контексте междисциплинарных исследований». Студенты РУДН изучили города африканского государства с точки зрения их туристического потенциала.
Конкурсный отбор
Конкурсный отбор включал два задания: эссе на тему «Почему я хочу участвовать в научной школе, посвящённой городским исследованиям» и разработку
- период с 16 по 21 октября 2024 года с вылетом из Москвы и возвращением туда же;
- бюджет — 75 000 рублей без учета стоимости авиабилетов и питания;
- необходимо посетить как можно больше регионов с разными климатическими условиями и познакомиться с как можно большим числом историко-культурных эпох.
По результатам отбора 10 победителей из РУДН и Университета Константина 3 Салах Бубнидер отправились в Алжир на научную студенческую школу «Городское развитие и брендинг территорий в контексте междисциплинарных исследований». Там участники выполняли задания: анализ туристического потенциала городов Восточного Алжира и анализ локальной экономики города Константина.
Руководители научной школы:
- Иван Алов, кандидат географических наук, руководитель профессионального студенческого общества Лаборатория городских исследований кафедры региональной экономики и географии экономического факультета РУДН;
- Аиша Джергхар, кандидат наук, руководитель Лаборатории динамичных, умных и жизнестойких городовй (Labterdir) Института управления городами Университета Константина 3 Салах Бубнидер (Алжир).
Анализ туристического потенциала городов Восточного Алжира: Константина, Аннаба, Скикда
Чтобы измерить туристический потенциал городов Восточного Алжира, студенты отправились на профессиональные экскурсии. От обычных их отличает более глубокое изучение выбранного объекта через полевые исследования и общение с экспертами. Ребята оценили перспективы пляжного отдыха на побережье Средиземного моря, сформировали туристический продукт Константины и ее окрестностей с учетом исторических слоев берберской, арабской, римской и французской культур и современной культуры Алжира.
В один из первых дней в Алжире участники школы прогулялись по французскому кварталу в Аннабе. Как отмечают студенты РУДН, район отличают здания с характерными балконами и элементами ар-деко, которые отражают влияние французской архитектуры на местный ландшафт.
Прогуливаясь по центральной очень «зеленой» улице квартала, можно ощутить дух колониального прошлого и насладиться архитектурными шедеврами, сохранившимися с французского периода.
Сам город произвел на студентов неоднозначное впечатление, но оставил в их памяти яркий след, во многом благодаря своей контрастности: на фоне современных построек стоят старинные полуразрушенные французские здания.
Влияние Франции заметно и в архитектуре Константины. Ребята отмечают, что там явно прослеживается различие между домами алжирской и европейской застройки.
В районах французского стиля было заметно скопление мусора. На улицах алжирской архитектуры чистота была почти безупречной, хотя фасады изобиловали граффити с символикой местных футбольных фанатов. Улицы украшали клетки с попугаями. Хозяева магазинов расставляли их перед своими лавками. Это позволяет предположить особую любовь местных жителей к этим птицам. Завершая прогулку, мы вышли к мосту, с которого открылся захватывающий вид на ущелье, зеленый парк внизу, скалы и многочисленные мосты.
Продолжая знакомство с Константиной, студенты посетили:
- Парк Bardo: современный ботанический сад, спроектированный с учетом зеленых лесов. Это пространство для отдыха и социального взаимодействия доступно всем: пешеходам, велосипедистам, транспортным средствам. В парке также находятся ворота Бардо, образовательная ферма, дом Бардо, театр, мастерские и панорамный лифт;
- Théâtre Régional de Constantine Mohamed Tahar Fergani: театр в центре города, названный в честь Мохамеда Тахара Фергани. Его уютное здание часто становится местом проведения музыкальных фестивалей;
- Musée National Cirta: музей с уникальными археологическими экспонатами. Например, древностями периода царствования Массинисса. Предлагает очные и дистанционные обучающие программы для студентов университетов и школьников.
По окончании всех экскурсий участники школы презентовали свои проекты с оценкой туристического потенциала городов восточного Алжира.
Анализ показал, что города Аннаба и Скикда обладают существенным потенциалом в разных аспектах — знакомство с культурными достопримечательностями, пляжный отдых, познавательный туризм. Так, Константина представляет особый интерес для знакомства с традиционной алжирской культурой; Аннаба может предложить комплексный отдых: пляжи, исторический туризм, гастрономия. Скикда за счет небольшой ширины пляжа в большей степени интересна как культурно-гастрономический хаб рядом с туристической зоной Филфилла, которая развивается как отельный кластер за счет инвестиций из Катара.
Анализ локальной экономики города Константины
Анализировать локальную экономику студенты отправилась в торговый район города Константины. Особое внимание обращали на то, как размещены торговые точки, на чем они специализируются и что характерно для сферы услуг. Ребята отметили, что район поделен на классовые секторы.
В начале улиц располагаются престижные магазины с ухоженными витринами. Но чем глубже мы продвигаемся, тем менее презентабельными они становятся. С правой стороны улицы преобладают ювелирные лавки, тогда как с левой стороны — магазины одежды. На каждом шагу можно увидеть фастфуд-заведения, а ближе к переулкам появляются кафе со сладостями. В конце прогулки нас встретило величественное белое здание, напоминающее мечеть. В нем располагается рынок с разнообразными товарами.
Мы не только изучили локальную экономику, но и узнали о национальных традициях и обычаях. Например, на одной из улиц продавались свадебные принадлежности в корзинках. Как нам объяснили алжирские студенты, это приданое для невесты.
Итогом исследования стала презентация проектов по теме «Торговые улицы города Константины».
Начали мы с наблюдения за городской средой — изучали архитектуру улиц, транспортные потоки: троллейбус, автобус и использование общественных пространств: торговый центр, парк. После сбора информации провели SWOT анализ полученных данных. Мы выявили недостатки в городской инфраструктуре, такие как нехватка зеленых зон и обилие бытовых отходов. Также анализ данных показал перспективные направления для развития туризма.
Во время поездки студенты также посетили пленарную сессию Международного симпозиума «Цифровая трансформация и ее влияние на общество, экономику и город». Ребята послушали доклады экспертов по актуальным вопросам науки и образования. После симпозиума участники познакомились с проектами института управления городами Университета Константина.
За прохождение научной школы все студенты получили сертификаты о повышении квалификации.
Студенческую школу совместно организовали экономический факультет РУДН и Университет Константина 3 Салах Бубнидер. Вузы продолжат сотрудничество в 2025 году: в апреле планируется провести вторую научную школу в Москве, а в октябре — в Алжире.
В РУДН состоялся II Международный молодежный медиафорум «Россия — Африка: через призму образования и коммуникаций». Мероприятие прошло при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и собрало ведущих экспертов, молодых специалистов и ученых в области медиа и журналистики.
Финал первого конкурса Россотрудничества «За русский!» состоялся в РУДН. 24 октября стали известны имена 30 сильнейших бакалавров-филологов, которые отправятся на месяц на стажировки в 10 стран. Среди победителей — 4 студента филологического факультета РУДН. Они поедут в Армению, Египет, Иорданию и Турцию.
В формате ВКС на базе РУДН прошло рабочее совещание
с российскими вузами-участниками СУ БРИКС по вопросу Международной олимпиады БРИКС.