День преподавателя высшей школы: поздравляем наставников, коллег и друзей
А какая она, работа преподавателя? Трудная? Или, может, веселая? Мы задали преподавателями РУДН всего 2 вопроса: что самое сложное в их работе? И с чем было сложно смириться, но в итоге — привыкли? И узнали, что... Читайте материал и узнаете тоже!
«Самое сложное в работе преподавателя — это осознание факта ответственности перед теми, для кого ты — „проводник“ в мире информационных потоков. И не зря сказано, что ценность учителя не в том, что он всё знает, а в том, что видит нечто в каждом! И у многих это не всегда получается.
Каждая аттестация — это стресс не только для студентов и их родителей, но и для нас: глаза, смотрящие на тебя и умоляющие пощадить, и поставить хотя бы самую слабую троечку. И ты понимаешь, что каждая поставленная троечка — это чья-то жизнь, за которую будет отвечать именно этот сидящий перед тобой студент. И по мне так лучше отправить его и дополнительно дать позаниматься, нежели поставить ту троечку, а при этом два у нас в уме.
Фактор жалости сегодня или халатное отношение к студенту может привести к фатальным ошибкам в будущем. Ведь Земля — она круглая!»
«Самое сложное — найти подход к новому курсу. Ведь любая группа, поток —микромир со своими ценностями. По сути, каждый год открываешь природу человека заново. А еще преподавателю сложно жить в режиме многозадачности. Мы каждый день играем несколько ролей — учителя, родителя, наставника, друга, просветителя...
Сложно смириться с тем, что встречаются студенты, которые приходят учиться не по призванию или хотя бы в силу каких-то интересов, а только для того, чтобы, например, не попасть в армию или не идти работать. Все преподаватели тяжело смиряются с этим обстоятельством. Но мы надеемся, что годы учёбы в университете все-таки формируют мотивацию к тому направлению подготовки, которое они выбрали случайно».
«Сложности в работе преподавателя, конечно, встречаются, но интереснее будет узнать, что самое важное в нашем деле. Самое важное — ответственность за свою работу, подготовку к занятиям и их проведению, постоянную работу над собой и улучшение своих профессиональных навыков. Необходимо идти в ногу со временем, чтобы не отставать от изменяющихся условий, обусловленных естественным развитием общества. От того, что мы вкладываем в наших студентов, какие знания они получают, зависит то, кем они станут. Мы должны выпускать не просто профессионалов своего дела, а полноценных, всесторонне развитых личностей.
Большой объем работы, многозадачность и переход на онлайн формат — это то, с чем мы сталкиваемся в современном мире и что позволяет нам становиться лучше, быть компетентнее и развиваться. Уместно будет упомянуть слова Альберта Эйнштейна: „Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла. Нужно стать выше этой проблемы, поднявшись на следующий уровень“».
«Самое сложное — вставать к первой паре, заполнять ТУИС, проверять распечатки фотографий письменных аттестаций. Смирилась с тем, что мои студенты есть в моем фитнес-клубе, в моем личном Instagram и в разных со мной часовых поясах».
«Мне кажется, что работа преподавателя в целом сложна, но от этого она еще более интересна. Очень сложно держать внимание всех студентов на себе на протяжении всего занятия, но мне удается с этим справляться путём приведения множества примеров из личного опыта. Когда это получается, и ты видишь, как меняется взгляд по мере освоения материала, как горят глаза, а в умах рождаются вопросы и выливаются в дискуссии, понимаешь — это всё то, ради чего стоит преодолевать трудности, ради чего вообще стоит преподавать, делиться своим опытом и знаниями с теми, кто придет тебе на смену.
Сначала смирялся с тем, что мои студенты в моём личном Instagram, потом с тем, что они в разных часовых поясах. Позже вместе со студентами долго привыкали к новым реалиям дистанционной учёбы. Оказалось, что стоит посмотреть на проблему с другой стороны, так сразу находится решение и не замечаешь, как привыкаешь».
«В работе преподавателя самое сложное — быть в курсе трендов. Надо все время меняться — искать новое и не отставать в профессиональном направлении и образовании. Сложно смириться, когда есть один-два (иногда больше) студента, которым неинтересен курс или дисциплина, которые ты читаешь. Поначалу расстраивался и думал, что плохо читаю. Сейчас отношусь к этому философски, но очень радуюсь, когда кто-то из этих студентов начинает интересоваться другими курсами. Рано или поздно это случается со всеми. И это прекрасно».
«Быть преподавателем — увлекательно. Ты погружаешься в работу с головой, отдаешься своим дисциплинам, подготовке к занятиям и проектам, общению со студентами, вникаешь в их проблемы (не только по учебе). И здесь самая большая сложность — оставить хоть чуть-чуть времени для себя.
Преподавание — это творческий процесс. Но иногда приходится заниматься электронно-печатными документами. Это отнимает много времени, а через год-два история повторяется. Это то, с чем преподаватель мирится, но так и не может принять».
«Для меня самое сложное в работе (российского) преподавателя — общение с коллегами из других стран, когда речь заходит об объеме учебной нагрузки. Честно говоря, я всегда вру, чтобы не выглядеть полным фриком.
Я работаю в вузах 23 года. Самое главное, что я понял за это время — не стоит обращать внимание на трудности, однажды они исчезнут сами собой. Коллеги моего возраста наверняка помнят так называемый „трудовой семестр“, когда студенты и преподаватели должны были месяц работать в поле, а от последних требовали еще и добиваться от студентов выполнения суточных норм, к примеру, по сбору картошки. В свое время такое измерение вузовской работы очень напрягало. И где все это сейчас?..
Были и другие сложности. Лично у меня не сразу пошла наука. Первую статью написал через десять лет работы в вузе. Такая вот помесь интроверта с лентяем. Но потом „понесло“. Наверное, поэтому настойчиво призываю студентов публиковаться еще в университете. Сейчас я их проверю и, если надо, исправлю. Публикациям ребят радуюсь больше, чем своим.
А самое главное, что должны помнить преподаватели — мы сами чудаковатые трудности в жизни студентов. Многие из них вместо названия предмета так и говорят: „Сегодня сдал Иванова/Петрова/...“. Будем же терпеливы к нашим студентам, какими бы ни были они, какими бы ни были мы, но наши с ними отношения — главная социальная связь в вузе. Всех с праздником!»
«Преподавателю необходимо постоянно работать над собой, над совершенствованием своих профессиональных навыков, без этого невозможно остаться в профессии. Проработав несколько лет, начинаешь чувствовать себя увереннее, и возникает большой соблазн „расслабиться“ и тогда можно потерять время и отстать безвозвратно от новых методик, технологий.
Для меня самое сложное — это выставление оценок. Конечно, есть критерии, которыми мы руководствуемся, однако бывает очень тяжело оставаться непредвзятым, абстрагироваться от личности студента, от его старания или не старания, ответственности или разгильдяйства, усердия или лености. Всегда есть „соблазн“ прибавить баллы трудолюбивому студенту, который за время обучения „свернул горы“.
Когда я только начала работать, было невозможно смириться с тем, что иногда студенты не реализует свой потенциал, даже если ты, как преподаватель, очень стараешься, делаешь для этого все от тебя зависящее. Однако, постепенно пришлось смириться с мыслью, что преподаватель не всемогущ и не все, к сожалению, зависит он него».
«Преподаватель — это дирижер оркестра. По лицам учащихся мы понимаем, интересно им или нет, понимают ли они материал. На этом основании мы можем более подробно изложить информацию или перейти к изучению того, что не понятно студентам. Преподаватель и без дирижерской палочки одним взглядом останавливает студента или наоборот поощряет его к продолжению работы.
Ничто не может заменить преподавателю очное общение. Однако, понимая современную ситуацию, в которой находятся все страны, мы научились работать дистанционно и в смешанном формате. Человек может адаптироваться ко всему... Но на то он и человек, что он не может без людей. Преподаватель, как яркий представитель человечества, не может без личного взаимодействия со студентами и коллегами. После первой прививки от коронавируса (прошло полгода), я сделала ревакцинацию только для того, чтобы получить возможность очно общаться с другими людьми. Моя мечта — вернуться к очной системе обучения, чтобы снова видеть глаза студентов».
«Несложно вставать к первой паре, заполнять ТУИС и многое другое... Всегда сложно оценивать студента! Мне кажется, что в университете, выставляя оценку, преподаватель не только оценивает знание по предмету, но и принимает решение о том правильно ли студент выбрал свой путь.
Очень сложно смириться, что мир такой маленький... Почти всегда и практически везде я встречаю выпускников РУДН!».
«Самая большая сложность в работе преподавателя сферы „Мировая экономика“ — это непрерывно и в будни, и в выходные отслеживать основные новостные события, тренды, цифры, показатели и изменения, которые происходят в глобальной экономике.
В каждой группе есть 2-3 студента, которые обладают глубокими знаниями, активно зарабатывают деньги в бизнесе. Преподаватель должен соответствовать их уровню знаний, должен понимать вопросы таких студентов и уметь правильно их направить.
Третий сложный момент в профессии — это мотивация студентов. Помимо того, что преподаватель несет знания, дает навыки — он должен замотивировать студентов. С учетом особенностей современного поколения — материал нужно подавать в интересной, интерактивной форме, занятие должно проходить занимательно и интересно.
Еще один момент — до студентов нужно обязательно доносить прикладной аспект знаний, они должны понимать, зачем это нужно им и как они могут это применить».
«Самое сложное в работе преподавателя — писать научные статьи и публиковать в журналах, индексируемых в базе Scopus, большинство из которых — англосаксонские, и при этом, отстаивать в публикациях концепции, не разделяемые этими государствами. Смириться пришлось, как и всем сейчас, с работой в онлайне.
Этот праздник — напоминание любому преподавателю высшей школы — стремиться быть всегда на высоте своих свершений, достойных традициям Михаила Васильевича Ломоносова!»
В этом году исполнилось 60 лет движению студенческих отрядов в РУДН и 25 лет — возрожденному ИССО «Меридиан Дружбы». В честь этого в университете прошел Юбилейный Слет. Он объединил более 150 ветеранов движения и нынешних участников из 54 стран мира.
Почему углеводородная энергетика будет развиваться несмотря на зеленые технологии, кто помогает не падать духом, как выглядит портрет отличника настоящего и будущего — рассказывает отличница 10 семестров, студентка инженерной академии РУДН («Нефтегазовое дело», магистратура, II курс).
Целых 5 лет на Слёте отличников автомобиль выигрывали студенты юридического института. Однако в 2024 году эту тенденцию прервали обучающиеся инженерной академии. В РУДН прошел 49-й Слет отличников.