О ПДД и хирургии, правовом дизайне, тройках и успехах — Борис Башилов, к.ю.н., старший партнер юридической фирмы «Башилов, Носков и Партнеры»
Борис Игоревич, когда впервые словили себя на мысли «хочу стать адвокатом»?
Я из семьи врачей. По первому образованию я — врач-стоматолог-хирург, окончил МГМСУ. Мог быть в пятом поколении медиков. Однако внезапно меня захлестнула юриспруденция.
На первых курсах медицинского я читал жизнеописания дореволюционных юристов — Плевако, Спасовича, Александрова, Урусова. И они захватили мое сердце. Эти русские юристы — авангард русской интеллигенции! А решающую роль выполнили в этом труды Анатолия Фёдоровича Кони. Особенно описания судебного процесса по делу Веры Засулич, которую судили за покушение на генерал-губернатора. Это была вишенка на торте — я ушел в юриспруденцию.
Сейчас вы — старший партнер фирмы «Башилов, Носков и партнеры». Какие задачи по делам фирмы вы делаете с особым удовольствием?
По основной деятельности, связанной с адвокатурой, у меня любимое — это судебное представительство: выступление в судах и убеждение в своей правоте, формирование позиции по делу. На поверхности это может выглядеть просто: проанализировал законодательство, посмотрел судебную практику — вот и позиция. Но в суде зачастую надо не только доказать, что ты прав, но и убедить в этом судью, а эти понятия разные. Сейчас я уже партнер фирмы, поэтому, к сожалению, все реже хожу в суды. Но по сложным делам, которые требуют личного участия, иду. И до сих пор чувствую волнение перед началом... Раньше я этого стеснялся, а сейчас испытываю удовольствие от предвкушения.
Вы разработали с нуля учебный курс Legal Design («Правовой дизайн»). О чем этот курс, зачем он нужен?
Legal Design — достаточно актуальная и трендовая тема сейчас. Это разновидность юридической техники для конструирования правовых форм: договоров, инструкций, любых процессуальных документов — будь то исковое заявление, возражение, отзыв. Мысль можно изложить так, что тебе не захочется прочитать текст, а придется. Но суть можно изложить просто, потому что тебе самому интересно его прочитать, погрузиться в детали.
Знаю это из профессионального опыта — я адвокат, занимаюсь судебным представительством. Вот поставьте себя на месте судьи. У него в день бывает по 80 дел — это сверхмного, это по 4–5 минут на рассмотрение и принятие решения. А стороны зачастую плохо готовы — документы у них отвратительные.
На курсе Legal Design обучаю юридической технике. Это не только интересно студентам — я провожу корпоративное обучение даже для юристов крупных корпораций. Это не просто «шрифт 12 — одинарный интервал». Это про то, как правильно доносить позицию, как судиться, про подход функционального представительства.
С этим курсом Вы выиграли конкурс Потанина в 2021 году. В чем секрет победы и что Вам это дало?
Одной идеи нового курса — мало. А за грант нужно отчитываться — есть стимул эту идею реализовать. Наверное, если бы я собирался по своей инициативе, то делал бы это очень долго.
Победа стала триггером для формирования учебного курса для магистров, а впоследствии — и для бакалавров, и для программ дополнительного образования.
Курс получилось создать достаточно быстро и успешно, потому что у нас был опыт, накопленный с 2018 года. Для меня этот курс — естественное следствие синергии правоприменительной, адвокатской деятельности, которой я занимаюсь, и опыта преподавания.
Вспомните, какой вузовский предмет был самым полезным, а какой — самым сложным?
Вспоминаю с благодарностью те предметы, с которыми у меня связана моя профессия, — это «Гражданское право» и «Арбитражный и гражданский процессы». Часто бывает, что оценить что-то по-настоящему можно лишь ретроспективно: в моменте ты не понимаешь, зачем тебе это нужно. Когда был студентом, вообще не понимал, о чем идет речь. Благодарен своим преподавателям за их труд.
А вот предметы, которые прям «не мое» — это все, что связано с историей: история государственного права, история зарубежных стран... Я получал тройки по этим дисциплинам — и ничего, реализовался в профессии.
Вы преподаете «Арбитражное право» в РУДН. О чем эта дисциплина?
Если говорить на пальцах, то «арбитраж» — это как правильно судиться. Он не определяет, какое решение должно вынести суд, он рассказывает, КАК суд должен вынести это решение: какие права должны соблюдаться, какие документы необходимо исследовать, как их проанализировать. Это как правила дорожного движения. ПДД не указывают, куда ты едешь. Они определяют, как ты должен ехать.
Какие 3 свойства отличают хорошего юриста от неплохого?
Я принимаю участие в приеме младших юристов. По началу оценивал хард-скиллс в юриспруденции. Но со временем выделил 3 фундаментальных требования: дисциплина, пунктуальность и ответственность. На них держится все остальное: и хард-скиллс, и умение работать в команде, и эмоциональный интеллект. Если к 20 годам эти качества не сформировались — не будет ни их, ни всего остального.
Как отдыхаете?
В силу напряженного графика для меня лучший отдых — это на 2 дня отключить телефон, чтобы меня никто не трогал вообще, чтобы не было внешних раздражающих факторов. И не важно, где быть.
Какие возможности видите для студентов направления «Юриспруденция» в РУДН?
Сегодняшний РУДН — это фестиваль возможностей. Здесь раскрывается профессиональный, творческий, научный потенциал. Студенты проводят исследования, выступают на конференциях. В РУДН много внеучебных активностей — танцы, вокал, спорт, волонтерство. Здесь, как и в Гарварде, заводят деловые связи. В этом университете можно создать свой собственный проект. Например, ребята предложили менторскую программу — приглашают профессионалов курировать студентов. Ребята сами предложили, скооперировались, провели первый сезон. Я участвую как ментор второй год — вижу, как у них горят глаза, и готов их поддержать. Хороших студентов приглашаю на стажировку в свою фирму. Самое прекрасное в этом проекте — то, что это не «инициатива сверху», а идея, которая пробивается снизу.
Если кто-то скажет, что в РУДН нет возможности раскрыть потенциал, я готов вступить с ним в дебаты и привести аргументацию.
Интервью подготовлено при помощи Инессы Монгуш (II курс, «Журналистика»)
для проекта к 63-летию РУДН «Время свершений — университет возможностей»
В этом году исполнилось 60 лет движению студенческих отрядов в РУДН и 25 лет — возрожденному ИССО «Меридиан Дружбы». В честь этого в университете прошел Юбилейный Слет. Он объединил более 150 ветеранов движения и нынешних участников из 54 стран мира.
Почему углеводородная энергетика будет развиваться несмотря на зеленые технологии, кто помогает не падать духом, как выглядит портрет отличника настоящего и будущего — рассказывает отличница 10 семестров, студентка инженерной академии РУДН («Нефтегазовое дело», магистратура, II курс).
Целых 5 лет на Слёте отличников автомобиль выигрывали студенты юридического института. Однако в 2024 году эту тенденцию прервали обучающиеся инженерной академии. В РУДН прошел 49-й Слет отличников.