«Вы редко встретите студента, которому нравится часами корпеть над курсовой или дипломом. Так вот — я этот студент» — Александра Антонова, студентка Факультета физико-математических и естественных наук
Александра, почему РУДН?
Выбрала РУДН по рекомендации знакомого. Он сказал, что здесь много практики. Он работает в научных лабораториях образовательных организаций и проводил исследование с учеными из РУДН.
Как давалась химия в школе?
Как только этот предмет появился в школе — я сразу заинтересовалась. Периодическая система элементов, таблица валентности, решетки... Настолько втянулась, что перевелась в школу с химическим профилем. Чем больше узнавала — тем интереснее становилось, но знать все — невозможно. Я учу химию седьмой год и до сих пор сталкиваюсь с трудностями. Но это меня и привлекает — узнавать новое, преодолевать преграды, искать решения и проводить опыты.
Многих пугает периодическая система, но это далеко не самое сложное, а тем, кто только начинает погружаться в эту науку, открою тайну — на большинстве экзаменов таблицу Менделеева раздают.
Почему именно химия? Не физика или математика?
Практика, возможность сделать что-то своими руками, ставить опыты и проводить эксперименты — вот, что привлекает. Вы редко встретите студента, которому нравится часами корпеть над курсовой или дипломом. Так вот — я этот студент. Я люблю научную литературу, мне нравится читать, писать, получать новую информацию. А самое любимое — совмещать теорию с практикой. Это незабываемо, когда собственными силами делаешь лучше, чем это описано в литературе. Химия раскрывается совершенно с другой стороны, когда попадает в руки человека.
Ты исследуешь тему «Синтез на основе NHC-карбениевых лигандов новых рутениевых комплексов и их использование в реакциях метатезиса» — набор непонятных терминов для обывателя. Объясни по-простому.
Мы получаем и изучаем свойства рутениевых катализаторов для реакции метатезиса.
- Рутений — дорогой металл. Работать с ним нужно аккуратно и вдумчиво из-за многостадийной работы.
- Мы делаем катализаторы дешевле и доступнее. Катализатор — это химическое вещество, которое ускоряет реакцию, но само не расходуется в ней. В органическом синтезе сейчас популярно использовать катализаторы на основе разных металлов — например, для получения полимеров и биологически активных молекул. Они могут применяться в синтезе биологически активных молекул. А те могут быть использованы для производства лекарств.
- NHC-лиганд — это часть катализатора, которая обеспечивает его стабильность. Важно указывать такие тонкости в названии или начале работы. Это дает понять, с чем мы имеем дело.
- Метатезис — это химическая реакция, для которой мы получаем рутениевые катализаторы. Есть красивое объяснение этому процессу. Метатезис — как танец двух пар, в процессе они меняются партнерами. Руки — как связи, а сами танцоры — разные заместители. В 2005 году Нобелевскую премию присудили трем исследователям за развитие метода метатезиса в органическом синтезе. Этим интересуются, потому что это удобный и простой способ получить разнообразные сложные молекулы и полимерные материалы. Тема популярная — работы выпускаются практически ежедневно. Она затрагивает в том числе и то, что у всех на слуху — нефтехимию.
Чем обусловен выбор темы исследовательской работы?
Занялась органическим синтезом еще в бакалавриате. Тогда, с помощью полученных в нашей лаборатории катализаторов реакции метатезиса, я получила свою первую молекулу, которая раньше не была описана. До сих пор нахожу в этой теме огромный простор для научных исследований.
Ты любишь писать работы, публикуешь статьи. Что мотивирует?
Первое — поддержка университета. Здесь дают возможность реализовать себя в науке за рубежом. Коллеги по лаборатории уже не раз уезжали заграницу по учебе. Второе — наш научный руководитель Федор Иванович Зубков, который заинтересован в том, чтобы его студенты были конкурентоспособными не только среди российских ученых, но и на мировом уровне. Я благодарна Федору Ивановичу, что делает все возможное для воплощения наших инициатив в жизнь.
Расскажи о работе в лаборатории
Химик — одновременно теоретик и практик, мы получаем информацию из спецлитературы и воплощаем её в жизнь в лаборатории. В конце прошлого года выпустила две статьи: одна — по синтезу катализаторов, вторая — по их применению. Работаю в команде с однокурсниками и ребятами помладше. Контролирует работу научный руководитель — учит, как надо и не надо, хвалит и ругает, помогает разобраться в тонкостях.
Наша лаборатория органического синтеза также занимается химией гетероциклов, реакцией Дильса-Альдера. Под органической химией обычно понимают химию двух элементов — углерода и водорода, но в органических молекулах встречаются и другие элементы — кислород, азот, сера. Атомы углерода собираются в разные циклы. Если в нем есть другой атом (не углерод и водород), то такое соединение можно назвать гетероциклическим. Реакция Дильса-Альдера — это мощная реакция, которая позволяет из простых и доступных веществ получить гетероциклы. Она часто протекает в мягких условиях с хорошими выходами и позволяет получать биологически активные молекулы.
Когда говорят «опыты», люди представляют яркие вспышки и красочные жидкости. Какие они на самом деле?
Эксперименты — это неотъемлемая часть работы химика-синтетика. Нас предупреждали, что вещества часто скучных цветов и плохо пахнут. Я с этим не согласна. Иногда работаю с «неприятными» веществами, но в органическом синтезе красивых и удивительных моментов намного больше. Наши катализаторы на основе рутения — изумрудно-зеленого цвета. Я обожаю синтетическую часть своей работы. Это потрясающий процесс, когда шаг за шагом «собираешь» сложную молекулу из доступных и простых «кусочков». Поражает видеть вещество, которое до тебя никто не получал.
Как у тебя получается совмещать научную деятельность, учебу и работу?
Моя учеба и хобби — это моя работа. К тому же лаборатория находится там же, где я и учусь — в одном корпусе на Орджоникидзе. Утром учусь, потом — перекус и в лабораторию. Иногда между парами успеваю забежать попрактиковаться. И в магистратуре нет колоссальной нагрузки по сравнению с бакалавриатом. Специально выделяют время для научной деятельности.
Какими качествами должен обладать ученый?
Аккуратность, внимательность и ответственность. А еще помогает умение вникать в поставленную задачу. Эти навыки можно развить при желании. Многих пугают кропотливость, повышенное внимание к деталям, и не у всех это получается с первого раза. Но я уверена, что любой студент вне зависимости от курса, который придет в лабораторию с огнем в глазах, сможет обучиться и стать достойным специалистом.
Как ты справляешься с усталостью?
Я практически не устаю от того, чем занимаюсь. Моя специализация не подразумевает монотонность — можно переключаться с одного дела на другое. Если устал синтезировать — переходишь к приборам или компьютеру. А если надоест и это, читаешь литературу. Бывают случаи, когда работаю по 14 часов в сутки. Признаю, что тяжело приходить к 8 утра и уходить в 10 вечера. Тогда и замечаю, что нужно отдохнуть, но никогда не думала все бросить. Не представляю жизнь без длинного списка дел. Дома даже скучаю по рабочей обстановке.
Интервью подготовила Алина Тё
В этом году исполнилось 60 лет движению студенческих отрядов в РУДН и 25 лет — возрожденному ИССО «Меридиан Дружбы». В честь этого в университете прошел Юбилейный Слет. Он объединил более 150 ветеранов движения и нынешних участников из 54 стран мира.
Почему углеводородная энергетика будет развиваться несмотря на зеленые технологии, кто помогает не падать духом, как выглядит портрет отличника настоящего и будущего — рассказывает отличница 10 семестров, студентка инженерной академии РУДН («Нефтегазовое дело», магистратура, II курс).
Целых 5 лет на Слёте отличников автомобиль выигрывали студенты юридического института. Однако в 2024 году эту тенденцию прервали обучающиеся инженерной академии. В РУДН прошел 49-й Слет отличников.