О перспективах развития экспорта образования в условиях новых вызовов
Участники научно-практической конференции совместно с модераторами и экспертами профессионального сообщества в ходе мероприятия на пленарной сессии и 3 дискуссионных площадках обсудили роль вузов как институтов развития территорий, а также перспективы и тенденции продвижения российских образовательных услуг на мировой рынок в условиях пандемии коронавируса.
Открыла конференцию заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына. В своем выступлении она подчеркнула важность экспорта образования и привлечения в регион иностранных студентов.
«Сегодня вузы выступают драйверами социально-экономического развития региона, так как регионам чтобы трансформироваться необходим максимально высокий уровень квалификации рабочих, инженеров и других специалистов, в том числе из других стран», — Галина Синицына.
Об изменениях в области миграционного законодательства в части приема, обучения и пребывания иностранных граждан в вузах Алтайского края рассказала начальник отделения организации миграционного учёта и оформления виз и приглашений отдела разрешительно-визовой работы управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Алтайскому краю Ольга Татарникова.
О том, какие требования предъявляются к иностранным студентам при пересечении границы Российской Федерации, а также о мерах профилактики COVID-19 рассказала заместитель начальника отдела по надзору за гигиеной детей и подростков и гигиеной питания Людмила Куринина.
С пленарным докладом в работе конференции приняла участие проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов Лариса Ефремова. Эксперт подчеркнула, что перед высшей школой страны стоит важная задача — продвижение российского образования за рубежом. В 2018 в России был запущен федеральный проект «Экспорт образования». Его главные задачи — повысить конкурентоспособность российского образования на международном рынке и удвоить количество иностранных студентов в России к 2024 году. Для того чтобы цель в 425 000 иностранных студентов стала реальной, необходимо развивать российские образовательные бренды, маркетинг и продвижение образовательных услуг, разрабатывать нишевые образовательные и исследовательские продукты, а также новые сервисы, сопровождающие процесс обучения. Сегодня со стороны иностранцев наибольшим спросом пользуется российское образование по инженерно-техническим, медицинским и экономическим специальностям. Важно сохранить этот интерес, так как многие выпускники российских вузов становятся амбассадорами бренда российского университета, своеобразными послами русской культуры, любящими нашу страну. Они помогают формировать и распространять положительный образ России в мире, укреплять позиции русского языка и Русского мира за рубежом.
С докладом «Международная деятельность в стратегических приоритетах регионального опорного университета: роль и значение для развития территорий» на пленарной сессии выступил проректор по развитию международной деятельности опорного Алтайского государственного университета Роман Райкин. Он отметил, что в условиях турбулентной реальности, связанной с распространением коронавирусной инфекции, подведение промежуточных результатов трансформации и адаптации образовательной системы к новым условиям на ряду с переосмыслением роли международного сотрудничества и экспорта образования в новых программах стратегического развития университетов, реализуемых в рамках проекта «Приоритет 2030», модернизирующихся национальных проектов, показателей достижения национальных целей развития и региональных программ социально-экономического развития, представляет сегодня особую важность.
Опытом и планами участия Новосибирского государственного университета в реализации проекта «Экспорт образования» поделился начальник управления экспорта образования НГУ Евгений Сагайдак. По мнению эксперта, пандемия коронавируса серьезно повлияла на мировой рынок высшего образования. Когда эпидемиологическая ситуация нормализуется, а это случится не ранее чем через пять лет, то многочисленные студенты из Китая, Индии, Казахстана предпочтут учиться в своих регионах. И если российские университеты не включатся в мировую дискуссию о высшем образовании, не сменят международное позиционирование, количество иностранных студентов в них будет сокращаться. Эксперт уверен, что для привлечения абитуриентов из других стран в российские вузы акцент необходимо делать на создании гибких условий приема, смешанном обучении, развитии виртуальной академической мобильности, гибкой системы оплаты за обучение.
После окончания пленарной сессии дискуссия проходила по трем тематическим направлениям: «Экспорт образования как фактор продвижения российского образования на международном рынке», «Инструменты рекрутинга иностранных граждан», «Тенденции развития высшего образования: глобальные треки и национальные решения». В рамках дискуссионных площадок представители российских университетов обсудили глобальные треки и национальные решения экспорта образования, поделились собственными кейсами продвижения бренда вуза и формирования лояльности к нему среди иностранных абитуриентов в период пандемии коронавируса, а также сформировали стратегию работы с иностранными студентами на ближайшую перспективу.
Подводя итоги работы, участники согласились с необходимостью дальнейшего многопланового сотрудничества и высказали единогласное мнение, что ежегодное проведение научно-практической конференции является успешным форматом такого сотрудничества и распространения лучших практик.
Справочно
Организаторы: Российский университет дружбы народов и Алтайский государственный университет.
Мероприятие проходило в рамках федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» в рамках договора между РАНХиГС и РУДН на выполнение работ по теме «Организация и проведение дополнительного профессионального образования руководителей и сотрудников международных служб образовательных организаций».
Сегодня прошел «Марафон цифровых кафедр» для 12 университетов Центрального федерального округа. РУДН – среди них. Университет взял серебро по итогам выступлений. Оценка складывалась из голосования зрителей в режиме реального времени – учитывалась презентация каждого представителя команды: студента, преподавателя, руководителя цифровой кафедры. Также свою оценку давало экспертное сообщество.
Российский университет дружбы народов, аккредитованный в качестве первого в России органа по валидации и верификации парниковых газов, успешно прошел экспертную оценку и расширил спектр услуг, предоставляемых российским компаниям. Помимо предприятий сферы металлургии, энергетики, животноводства, химической, добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, а также производства цементов и изделий из него, процедуры валидации и верификации парниковых газов в РУДН теперь стали доступны для производителей автотранспорта и организаций, которые осуществляют обращение с отходами.
Всего на страну — 3 победителя, РУДН — один из них. Научный исследовательский институт молекулярной и клеточной медицины медицинского института РУДН станет клинической базой в сфере генетических исследований для терапии сарком мягких тканей. Проект рассчитан на 4 года.