Нижников Сергей Анатольевич
1989

Окончил историко-филологический факультет Университета дружбы народов (ныне – Российский университет дружбы народов, РУДН).

1989 - 1992

Обучался в аспирантуре на кафедре истории философии Российского университета дружбы народов.

1992

Защитил диссертацию на тему «Проблема духовного в западной и восточной культуре и философии». Присуждена степень кандидата философских наук. Стал старшим преподавателем кафедры истории философии РУДН.

1998 - н.в.

Член редколлегии журнала «Вестник РУДН», серия «Философия». 

2003

Защитил диссертацию на тему «Метафизика веры в русской философии». Присуждена степень доктора философских наук. 

2004 - н.в.

Секретарь Российского философского общества в РУДН.

2006

Присуждено звание профессора по кафедре истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН.

2012 - н. в.

Член редколлегии журнала «Studia Philosophica Kantiana» (журнал входит в базу данных Web Of Science, Прешовский университет, Словакия (англ.: University of Presov, Slovakia). 

2014 - н.в.

Заместитель главного редактора журнала «Пространство и время» (журнал входит в базу данных РИНЦ и Google Scholar).

2015 - н.в.

Член специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по философским наукам в РУДН и Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ), по политологическим наукам в РУДН. 

2016 - 2019

Эксперт совета по философии, социологии и культурологии ВАК Минобрнауки РФ. 

Преподавание

Читает для студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры РУДН по направлениям «Философия», «Регионоведение», «Филология», «Философия, этика, регионоведение», «Political Science and Comparative Studies» курсы:

  • «История античной философии»;
  • «Немецкая классическая философия»;
  • «История русской философии»;
  • «Философия»;
  • «Проблемы современной философии»;
  • «Имяславие в истории русской философии»;
  • «Проблемный состав русской философии и тенденции современного развития»;
  • «Историко-философская концепция А.Ф. Лосева»;
  • «История и философия науки»;
  • «Philosophy»;
  • «History and Philosophy of Science».

Разработал авторские спецкурсы и спецсеминары для студентов бакалавриата и магистратуры обучающихся по специальности «Философия» и «Филология» в РУДН:

  • «Архетипы философских культур Востока и Запада»,  
  • «Философия языка и имени в России»,
  • «Проблемы метафизики в русской философии»,
  • «Платонизм в русской философии»,
  • «Философия Канта в отечественной мысли»,
  • «Политическая философия в России XIX-XX вв.»,
  • «Метафизика в творчестве М. Хайдеггера»,
  • «М. Хайдеггер: «Учение Платона об истине»»,
  • «Философия религии Гегеля»,
  • «Проблемы современной философии: философская компаративистика».

Автор монографий:

  1. Нижников С.А., Лагунов А.А. Марксизм: уроки истории и перспективы // Творческое наследие К. Маркса и современная философия: монография / предисл. и отв. ред. Т.М. Махаматов. — М.: ИНФРА-М, 2019. С. 5-14. 199 с. (Научная мысль).
    Коллективная монография подготовлена участниками межвузовской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения К. Маркса. В главах авторами критически осмысливается теоретическое наследие великого мыслителя XIX века. Взгляд на философские идеи основоположника марксизма осуществляется через призму исторической судьбы и актуальных проблем современной России. Ставятся проблемы адекватного понимания творческого наследия К. Маркса, а также эвристического значения в понимании противоречий глобализирующегося мира. Для преподавателей философии, социальных и гуманитарных наук, аспирантов, магистров, бакалавров и всех интересующихся проблемами социально-философских идей К. Маркса.
    http://znanium.com/catalog/product/1003423
  2. Нижников С.А. Русская метафизическая мысль о поисках смысла личностного бытия // Acta Moralia Tyrnaviensia VIII Obraz človeka v sociálnych vedách. Autor: Katarína Mária Vadíková, Peter Rusnák (eds.) Vydavateľstvo: Filozofická fakulta Trnavskej univeszity. Slovakia, 2018. P. 18-26.
    На материале русской философии и культуры раскрывается мировоззренческая и духовная значимость поисков смысла жизни как важнейшей характеристики духовного познания. Вскрывается связь мировоззрения со смыслом жизни и выявляются его философские варианты: трансцендентный, имманентный и пантеистический. Вера определяется как метафизическая основа смысла жизни, необходимая для построения целостного мировоззрения. Формулируется вывод, что ищущий смысла и духовно развивающийся человек развертывает в себе духовный архетип человечества, вершинами которого являются Истина, Добро и Красота, объединяемые Любовью.
    http://ff.truni.sk/zborniky-casopisy/acta-moralia-tyrnaviensia-viii
  3. Нижников С.А. Философия всеединства Вл. Соловьева в осмыслении словацких и российских историков философии // Трансформация ценностной парадигмы в русской философии: опыт российско-словацкого осмысления. Коллективная монография / Под ред. Т.Н. Серегиной, Грегова Е., Плашиенкова З., Деникин А. и др./ Казань: Печать-Сервис-XXI век, 2018. С. 19-32. 210 с.
    Коллективная монография раскрывает картину ценностных ориентиров российского общества в опыте осмысления русских философов. Данная работа одна из первых, рассматривающих генезис традиционных ценностей в истории русской философии и ориентиры российского общества в его развитии. Проведенный анализ позволяет определить возможности современного социума по усвоению новых ценностей и сохранению традиционных, а также их трансформацию в условиях современного глобального мира.
    Книга содержит результаты исследований ведущих ученых России. В монографию вошли работы известных зарубежных ученых, занимающихся проблемами истории, становления и развития русской философии.
    Книга адресована как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся философией и процессами культуры современной России. Она может быть использована преподавателями в учебном процессе, а также аспирантами и студентами при написании научных и творческих работ. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32631650
  4. Нижников С.А., Гребешев И.В. Историософский персонализм Л.П. Карсавина: истоки и влияния // Acta Moralia Tyrnaviensia VIII Obraz človeka v sociálnych vedách. Autor: Katarína Mária Vadíková, Peter Rusnák (eds.) Vydavateľstvo: Filozofická fakulta Trnavskej univeszity. Slovakia, 2018. Ss. 27-38. 204 c.
    Интересный с точки зрения композиции междисциплинарный взгляд на образ человека в обществе сквозь призму искусства, СМИ, морального богословия, политологии, политической и социальной философии и этики, во многом соответствует идеям: Л.П. Карсавина, Н.А. Бердыева, Дж. Маритаина, Б. Фая, П. Флоренского, Е. Левинаса, Я. Паточка, Я. Кассиана, Аристотеля и многих современных критиков материалистических концепций образа человека. Это определено тщательно отобранными проблемами современного общества: человеческая дегуманизация в СМИ; вопросы искусства жизни, всемогущества человечества, борьбы с гневом; вопрос ответственности, проблемный характер политической системы и моделей свободы; политология как наука и как вспомогательная дисциплина; трудности самоидентификации под давлением глобальной декультурации и культуры эмотивизма; забота о человеке в условиях социальной работы.
    http://ff.truni.sk/zborniky-casopisy/acta-moralia-tyrnaviensia-viii
  5. Нижников С.А. Русская философия за рубежом: история и современность // Коллективная монография. М.: КНОРУС, 2017. Гл. 7 (в соавт.) «Русская философия в странах Восточной Европы» (с. 164-178); гл. 26, 27 «А. Шмеман» (с. 265-272), «Томаш Шпидлик» (с. 273-278). 448 с.
    Монография посвящена комплексному исследованию зарубежного философского россиеведения в его истории и современном состоянии. Представлены и проанализированы основные концепции и интеллектуальные портреты наиболее известных специалистов по русской мысли из США, Великобритании, Франции, Германии, Польши, Италии, Китая и других стран. Книга включает также оригинальные тексты иностранных авторов, свидетельствующие о возможности и необходимости творческого диалога с зарубежными исследователями.
    https://istina.msu.ru/publications/book/86036950/
  6. Нижников С.А. Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций. Монография. М.: ИНФРА-М, 2015.
    В исследовании, сквозь призму творчества Н. Макиавелли, выявляются возможные варианты соотношения морали и политики, среди которых: самого Макиавелли (только благая политическая цель оправдывает любые средства), макиавеллистский (цель оправдывает любые средства) и гуманистический (благая цель может быть достигнута только благими методами). Устанавливается принципиальная разница указанных вариантов понимания соотношения политики и морали, отмечается, что макиавеллистский вариант вовсе нельзя назвать политикой, так как такая деятельность в высшей степени преступна. Утверждается, что решение современных глобальных как международных, так и внутренних проблем возможно лишь на основе гуманистической политики, принципы которой открыты еще в «осевое время» мировыми религиями и философией, развиты И. Кантом, Ф. Достоевским, Л. Толстым, Махатмой Ганди, М.Л. Кингом и др. В подробностях раскрывается полемика И. Ильина с доктриной «непротивления злу силой». Анализируется роль интеллигенции в российском обществе.
    https://znanium.com/catalog/product/558414
  7. Нижников С.А. Творчество Иммануила Канта в диалоге культур России и Запада: Монография / С.А. Нижников – М.: Политическая энциклопедия, 2015. 255 с.
    В работе представлен развернутый комплексный анализ восприятия философии И. Канта, прежде всего в отечественной метафизической мысли, в историческом развитии и проблемном составе. При этом внимание акцентируется на понимании и отношении русских философов к творчеству Канта с точки зрения метафизики веры как одного из центральных направлений в русской философии, построение которой рассматривается автором как сверхзадача, стоявшая перед отечественной мыслью. Вскрывается как критика, так и ассимиляция, и зависимость философии в России от трансцендентальных построений Канта. Книга может быть полезна и интересна всем, изучающим историю русской философии и культуры.
    https://search.rsl.ru/ru/record/01008035191
  8. Нижников С.А. Соотношение веры и науки как актуальная проблема современности // Православие и современность: проблемы секуляризма и постсекуляризма: коллективная монография. – М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2015.
    Коллективная монография представляет собрание текстов, посвященных описанию и анализу различных аспектов как секуляризма и постсекуляризма, так и философского постижения религии и религиозности в многообразии духовных практик в историческом, филологическом, конфессиональном и «виртуальном» измерениях, вводящих читателей в мир диалога и конфликтов между выдающимися «символизациями таинственного».
    Монография предназначена для всех, кто профессионально изучает проблемы постижения религии и секуляризма в глобальном и локальном контекстах, для аспирантов и студентов направлений «Религиоведение», «Теология», «Философия» и т. п. высших учебных заведений, а также всех тех, кто увлекается «вечными вопросами» отношения человека и мироздания, занимаясь самообразованием в этой сфере академического творчества.
    http://www.ulspu.ru/upload/img/medialibrary/1d3/makarov-nasledovanie-kultury-v-monografii-pravosl-i-sovr-2015.pdf

Наука

  • Определил сущностные черты духовного познания в культурах Запада и Востока как основы для взаимопонимания и диалога.
  • Описал специфику феномена веры, введя понятия метафизики и онтологии веры.
  • Изучил влияние немецкой классической философии на творчество отечественных мыслителей.
  • Сущностно проанализировал соотношение морали и политики в контексте интеллектуальных и духовных традиций.
  • Исследовал «доктринальные пределы» евразийского учения и идентифицировал концептуальные основы философии евразийства.
  • Исследовал творчество Ф.М. Достоевского, в категориях соотношения национального и всечеловеческого в структуре философской мысли в России.
  • Комплексно проанализировал восприятие философии И. Канта в России в историческом развитии и проблемном составе. Рассмотрел важнейшие аспекты отечественной метафизики, такие как онтологический, гносеологический и антропологический, установил их зависимость (преемственность и критика) от трансцендентальной философии И. Канта.
  • Определил опыт изучения современного преподавания и исследования русской философии в иных культурах как важнейшую составляющую современной гуманитаристики. Исследовал малоизученный период в развитии философского россиеведения за рубежом (вторая половина ХХ – начало ХХI столетий) в раскрытии его преемственной связи с философией русского послеоктябрьского зарубежья.
  • Исследовал роль религии как фактора стабильности в современной России, а также развитие межконфессионального диалога в стране и в мире.
  • Определил «философию человека» как проблему междисциплинарных исследований.

Научные интересы

  • Немецкая философия в России,
  • духовное познание в культурах Востока и Запада,
  • метафизика и онтология веры,
  • трансцендентно-экзистенциальное измерение бытия человека,
  • сущность человека и его самопознание,
  • политическая философия, мораль и политика.
В статье анализируется формирование А.Ф. Лосевым диалектического метода сквозь призму критики феноменологии Э. Гуссерля, претендующей на универсализм. В целом отечественный мыслитель выделяет и поэтапно анализирует три метода: феноменологический, трансцендентальный и диалектический. Последний он рассматривает как завершающий и целостный, включающий в себя предшествующие как свои ступени. Он использует платоническое понимание эйдоса и трактовки диалектики, видимо, стремясь избежать гегелевского формализма. С одной стороны, Лосев признает значимость феноменологического метода Гуссерля как базового, с другой, не соглашается останавливаться на нем, диалектически осмысляя понятие эйдоса. Отмечается, что Хайдеггер претерпел схожую эволюцию (у Лосева она проходила логически, у Хайдеггера – исторически, или биографически): от феноменологии он переходит к фундаментальной онтологии и герменевтике. Указывается на превращение феноменологии сегодня во всеобъемлющий метод, охватывающий различные науки, включая философскую антропологию. Лосев, применяя диалектику как к толкованию христианского догмата, так и к анализу исихастского духовного опыта, также выходит на проблемы философской антропологии.
В статье анализируется соотношение богословия и философии, а также обсуждается принципиальная возможность создания христианской философии. Рассматриваются исторические и экспериментально-теоретические основания возможности развития христианской философии в рамках католицизма, протестантизма и православия. На основе историко-философской аналогии авторы прослеживают происхождение тех позиций и подходов, которые получили детальное обоснование связи с философией в этих конфессиях. Выявлены проблемы на пути к созданию христианской философии. Роль христианской философии в католицизме рассматривается на основе томистской концепции сосуществования богословия и философии. Подход к построению христианской философии с точки зрения протестантизма представлен как ее радикальной ветвью, так и ее альтернативным направлением: «культурным протестантизмом».
В статье анализируется принципиальное различие между «науками о природе» и «науками о духе», выявленными в неокантианстве как в предмете, так и в методе. В то время как «науки о природе» стремятся познать истину, «науки о духе» предназначены для понимания и создания ценностей; в то время как первые используют математику как универсальный метод познания, вторые применяют герменевтику как искусство понимания других духовных миров. Выделена сложность наук о духе, их экспериментальная непроверяемость, творческий подход и моральный интерес. Особенно выделяется концепция свободы, которая проявляется в социальных и гуманитарных знаниях, наличие которых делает как поведение творческой личности, так и развитие общества непредсказуемым.
Авторы статьи рассматривают двойственность человека и его связь с культурой. Основываясь на историческом и философском материале, авторы приходят к выводу, что человек является биологическим существом по природе и социально-духовным, то есть культурным, по своей сути. В то же время акцент делается на важности социальных взаимодействий, которые порождают человека как человека разумного. Культура, человек, общество формируются в процессе духовного осмысления, трансценденции бытия (М. Хайдеггер, М. Мамардашвили), опираясь на религиозные символы, метафизические концепции и творчество в искусстве. В связи с этим определение человека как биосоциального существа представляется недостаточным, поскольку он является социокультурной, духовной сущностью. Нет никого вне культуры и общества, в основе которых лежит символическая деятельность сознания (Э. Кассирер и М. Мамардашвили).
Автор исследует возможные варианты соотношения насилия и ненасилия в политике. Он опирается на скрупулезное изучение первоисточников и стремится акцентировать внимание на концепции гуманистической политики. Автор утверждает, что решение современных глобальных международных и внутренних проблем может быть достигнуто только на основе гуманистической политики ненасилия: непротивление злу насилием, которое не исключает, а иногда требует сопротивления злу силой. Принципы гуманистической политики были открыты «осевое время» мировыми религиями и философией, выдвинутыми Иммануилом Кантом, Федором Достоевским, Махатмой Ганди, Мартином Лютером Кингом и др.
В статье вскрывается сущность философствования Н.А. Бердяева, определяемая как экзистенциальная диалектика личности и свободы. Признание безосновной свободы подчеркивает особенность персонализма мыслителя и делает его творчество, несмотря на все противоречия, поистине уникальным. Выводы подтверждаются анализом отличий позиции Бердяева от платонизма, христианской метафизики и всеединства.
В статье последовательно рассматриваются вопросы влияния кантовской философии на развитие философских школ и направлений в России, взаимосвязь русской культуры и так называемого «серебряного века» с предпочтениями, связанными с религиозной проблематикой, в исследованиях русских мыслителей. Также исследуется особая актуальность проблемы соотношения веры и знания для представителей русского неокантианства.
Автор статьи рассматривает основные аспекты философии нравственности, образования и воспитания Иммануила Канта, которые сформировали европейскую модель образования в XIX - XX веках. В статье прослеживается путь И. Канта к моральной интерпретации духовности как действительно универсальной интерпретации, в отличие от ранее использовавшейся спиритуалистической. Автор рассматривает трансцендентальную философию как возможную основу для разработки будущей модели образования, в которой она стремится подняться над частичностью метафизических систем и традиционных мировоззрений. Это, по мнению автора, является универсальным гуманитарным межкультурным потенциалом, который может быть использован в образовании субъектов современного мира, направленных на поиск общих духовно-нравственных оснований.
Исследование «Социально-этические идеи в современной русской философии в контексте славянского мира» пытается ответить на вопрос, какие идеи наиболее резонируют в современной русской философии? На данный вопрос отвечает коллектив четырнадцати авторов из России, Словакии, Польши и Чехии - участники международной научной конференции (состоявшейся 5 мая 2015 года на факультете искусств Трнавского университета в Трнаве), которая выступила частью грантового проекта по научным исследованиям (VEGA № 1/0061 / 14 «Социально-этические мотивы в современной русской философии»), благодаря исследованию мы ставим своей задачей - открыть новые горизонты темы. Все приглашенные лекторы в силу своей компетенции в области русской философии показывают, что русские идеи все еще живы в славянском мире даже сегодня, несмотря на то, что каждый из лекторов рассматривал эти идеи «по-своему». Однако это интеллектуальное и многовековое разнообразие не только полезно, но и прекрасно, потому что оно отражает нечто уникальное, специфическое, и в то же время ищет то, что объединяет всех - характерные славянские идеи: человечность, мудрость и разногласия в вопросах истины. Во вступительном слове, на трех языках (русском, словацком и английском), мы хотели бы кратко коснуться тех идей, что остались в нашей памяти.