Школа для поступающих в магистратуру «Язык как зеркало культуры»
Мероприятие прошло в формате конференц-колла, к которому присоединились 67 участников из вузов:
- Российский университет дружбы народов (Москва, Россия);
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»;
- Витебский государственный университет им. П.М. Машерова (Витебск, Белоруссия);
- Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан);
- Шаньдунский университет, Факультет иностранных языков (Китай);
- Казахский национальный университет им. аль-Фараби (Алматы, Казахстан);
- Сианьский университет.
Цель проведения школы - эффективное освоение студентами, аспирантами, молодыми исследователями и преподавателями знаний и практических навыков современных социальных коммуникаций, а также проведение профориентационной работы с потенциальными слушателями магистерских программ ФГСН РУДН.
Студенты и преподаватели университета, а также приглашенные специалисты обсудили актуальные вопросы современного состояния национальных языков и культур в России и мире, их взаимодействие и взаимовлияние, включая проблемы многоэтничных социумов (этноязыковые и этнокультурные, миграционные, транскультурационные), а также языков молодежных субкультур.
Спикерами мероприятия выступили:
- Синячкин Владимир Павлович, профессор кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ФГСН РУДН
- Бахтикиреева Улданай Максутовна, профессор, ответственная за научную работу кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ФГСН РУДН
- Кряжева-Карцева Елена Валерьевна, профессор, заместитель декана факультета гуманитарных и социальных наук.
В первый день онлайн-школу открыл заведующий кафедрой русского языка и межкультурной коммуникации ФГСН РУДН Владимир Павлович Синячкин, который познакомил слушателей с регламентом проведения мероприятия и передал слово ответственной за научную работу кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ФГСН РУДН Улданай Максутовны Бахтикиреевой. Она рассказала о современном состоянии национальных языков и культур в России и мире, а также влиянии языка на культуру народа и межкультурную коммуникацию.
Елена Валерьевна Кряжева-Карцева сделала презентацию магистерских программ, реализуемых на ФГСН, рассказала об особенностях подготовки в магистратуре, дисциплинах и преподавателях-практиках, у которых предстоит учиться будущим магистрам. Обратила внимание слушателей на особенности реализации каждой программы, возможностях стажировок за рубежом и трудоустройстве выпускников.
Во второй день работы были заслушаны доклады участников школы для поступающих в магистратуру ФГСН РУДН «Язык как зеркало культуры». Состоялась живая дискуссия на тему собственных представлений студентов о литературном русском языке и его современном состоянии, а также о культуре и традициях своего народа.
На следующий день работы школы был проведен конкурс среди студентов самиздатовских книжечек, проходящий в рамках празднования Дня Славянской письменности. А также были заслушаны доклады на темы: «Белый цвет во вьетнамской и русской культуре», «Женские имена в монгольском языке», «Роль русского языка в образовательной системе Монголии», «Анализ явления дискриминации женщины в русских и китайских пословицах», «Институт семьи в Китае и России», «Никнейм как специфическая единица современной ономастической системы», «Контекстная доска: перспективы и возможности в развитии межкультурной компетенции и преподавании языков» и другие.
В заключительный день прошло подведение итогов работы школы, ответы на вопросы участников.
РУДН и Государственный университет просвещения совместно проведут Всероссийскую олимпиаду по искусственному интеллекту для школьников 8-11 классов. Соглашение о сотрудничестве подписали ректоры вузов.
Образовательный конкурс «F5. Обновление» от РУДН — это возможность для студентов получить знания в актуальных областях, собрать команду и подготовить проект, который позволит выиграть главный приз — 250 000 рублей!
В исследовании РУДН поучаствовали 255 первокурсников из 46 российских регионов, поступивших в 2024 году в университет без вступительных испытаний. Среди опрошенных 119 — победители и призёры Всероссийской олимпиады школьников, 136 — победители и призёры олимпиад из перечня Минобрнауки России.