«Какое море? Мы на раскопки!» Студенты-историки РУДН рассказывают об археологической практике

«Какое море? Мы на раскопки!» Студенты-историки РУДН рассказывают об археологической практике

Археологическая практика для историков всё равно, что посвящение в профессию. Исторические документы хранят много ответов, но ещё больше скрыто в земле. Первокурсники факультета гуманитарных и социальных наук каждый год проходят практику на раскопках. Этим летом 53 юных историка отправились в Ступинский район Московской области, где в течение 4 недель копали дьяковские могильники.

История — это не только про значимые события и исторических личностей. Это и про то, как жили люди в разные эпохи, особенно — в ранние века. На раскопках можно найти ответы, что ели, что носили, что было в почине, а что нет в прошлом. Мы копали дьяковские могильники и по находкам видели, чем отличается один тип могильников от других, в чем заключались различные способы кремации людей. Всё это помогло установить, как хоронили людей много лет назад.

Марина Петухова
(«История», I курс)

Студенты рассказывают: уезжать из города было страшно.

«Казалось, будем где-то без связи, далеко от цивилизации и в новых условиях превратимся в „дикарей“. Но ожидания, конечно, не оправдались. На свежем воздухе еда оказалась даже вкуснее, чем дома, по вечерам сидели у костра и пели под гитару, ходили на реку Оку рядом с нашим лагерем. Лес действовал как успокоительное. Тишина, спокойствие, благодать. Без городского шума», — Елизавета Королева («История», I курс).

«Я переживала, что ночевать три недели в палатке будет трудно, но со временем к этому привыкла и даже начала получать удовольствие. Особенно, если по соседству живут твои друзья. Позже и 8 часов работы на раскопе перестали казаться чем-то пугающим. Благодаря правильному распорядку дня с 10-минутными перерывами и длинным обедом мы оставались в тонусе все 4 недели», — Марина Петухова.

Каждый день на раскопках полон ярких впечатлений, рассказывает Лиза. Но есть то, что заставит всех отвлечься от дел и устремиться к тебе на «квадрат», даже если солнце уже напекло голову или клонит в сон. Это неожиданно раздавшийся крик: «Тут индивидуальная находка».

Индивидуальная находка — это вещь, которая не идёт в массовом обнаружении. Место, которое мы раскапывали, было богато костями и керамикой. А вот остальное, уже считается индивидуальной находкой. Среди них, например, пряслица по киевскому типу, шило, удила конные, бусины сердоликовая и две стеклянные, миниатюрные сосуды. Ещё находили железный нож примерно III-IV века, хотя изначально думали, что он советский — очень хорошо сохранился.

Елизавета Королева

По вечерам студенты слушали «сказки». Только вместо «Теремка», «Колобка» и страшилок на ночь это были лекции от археологов у костра.

«Археологи рассказывали нам не только, как вести раскоп, но и как быстро научиться отличать отщеп, керамику и камень. В полях, под солнцем эти знания пригодились», — Марина Петухова.

«Чай и сушки располагают к беседам, делают их на природе особенно увлекательными. Слушать археологов-профессионалов, перенимать их опыт в неформальной обстановке — самое то. Благодаря вечерним „сказкам“ я научилась правильно вести раскоп, отличать фрагменты керамики и кости, определять индивидуальные находки. Отмытую керамику даже пробовали собрать в единый сосуд, но это сложный пазл, ведь никто не знает, сколько в нём деталей», — Елизавета Королева.

Студенты рассказывают: возвращаться в город после нескольких недель на природе совсем не хотелось. Некоторые готовы вернуться на раскоп как можно скорее. Палатка, готовка еды на костре, незабываемые закаты...

Пройдя археологическую практику, я начала понимать старшие курсы, которые с теплотой вспоминают поездки в экспедиции. Причина даже не в самой работе, сколько в окружении. Мы все впервые приехали на раскопки, вместе справлялись с новыми задачами, вместе проводили свободное время. Все это очень сильно сближает. Вернувшись, я осознала, что мне нравится археология и в будущем планирую ездить на раскопки, но уже как доброволец.

Марина Петухова

В Соколовой Пустыни мы встретили наших историков со старших курсов. Очень многие в экспедиции видят даже не вызов городскому комфорту, а смену обстановки. Сказать честно, я не чувствовала, что работаю. Наоборот, вернувшись домой, поняла, как сильно мне понравилось быть на раскопках. Я успела попробовать абсолютно все виды работ — от лопаты до тахеометра. Вернулась бы? — Да, да и ещё раз да!

Елизавета Королева
Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
31 июля
«Было забавно звонить в три часа ночи на заводы по всей России…» Студент-экономист РУДН стал победителем в индивидуальном зачете на Хакатоне развития ТЭК 2024

В июле в Татарстане прошёл V Международный нефтегазовый молодёжный форум – Хакатон развития ТЭК-2024. Артем Ваняшев, студент экономического факультета РУДН, стал победителем индивидуального зачета, выиграв 20 тысяч рублей. Что привлекает в сфере ТЭК, над каким проектом работали и что оказалось самым полезным – делится впечатлениями о хакатоне Артем Ваняшев («Международные экономические отношения», III курс).

Жизнь в РУДН
29 июля
В РУДН провели турнир по крикету среди студентов из Бангладеш

В РУДН прошёл товарищеский матч по крикету среди обучающихся из Республики Бангладеш. В турнире приняли участие более 40 студентов, которые представили 8 факультетов и институтов.

Жизнь в РУДН
15 июля
Халхин-Гол. Место памяти… Преподаватель и студент РУДН рассказывают, чем запомнилась поисковая экспедиция в Монголию

39 поисковиков из России, Беларуси, Казахстана и Монголии побывали в Международной экспедиции «Халхин-Гол. Тем больше наша слава 2024». Среди участников — преподаватель и студентка филологического факультета РУДН. Они отправились на раскопки, чтобы снять документальный фильм и помочь поисковикам с подъёмом тел советских солдат. О том, чем известна река Халхин-Гол, что больше всего запомнилось в экспедиции — рассказывают Максим Ловков, преподаватель кафедры массовых коммуникаций РУДН, и Дарья Мазырина, студентка по направлению «Телевидение».