«Мне в радость преподавать любой предмет, если он зажигает глаза студентов», – Елена Чудинова, доцент аграрно-технологического института РУДН, к.б.н.
Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — взрастить новое поколение специалистов. О том, кто увлек миром растений, какой факт о грибах больше всего поражает воображение и в чем заключается главная суперспособность преподавателя — рассказывает Елена Чудинова, доцент агробиотехнологического департамента аграрно-технологического института РУДН, кандидат биологических наук, ведущий научных сотрудник.
Елена Михайловна, для многих мир растений заканчивается в 7 классе на пестиках и тычинках. Вы решили связать с биологией жизнь. Кто увлек этой темой?
В детстве на меня произвел большое впечатление роман Жюль-Верна «Таинственный остров». В этом романе группа людей волею судеб попадает на необитаемый остров. Благодаря силе, мужеству и образованности им удается наладить быт и устроится на острове даже с некоторым удобством. Мне очень нравился юный герой романа — Герберт. Он был способен определить вид растений и животных, рассказать об их свойствах. Знания Герберта помогли колонистам найти съедобные растения. Думаю, интерес к миру растений передался мне именно от него и сохранился на всю жизнь.
Вы читаете студентам дисциплины по физиологии, биохимии растений, микологии. Какой из курсов самый любимый?
В РУДН учатся заинтересованные и мотивированные ребята. Мне в радость преподавать любой предмет, если он зажигает глаза студентов.
Одна из тем ваших научных исследований — это грибы. Какой факт о представителях этого царства больше всего поражает ваше воображение?
О грибах можно говорить вечно — об их огромном биоразнообразии и возможности занимать экологические ниши. Но впечатляет, конечно, возможность представителей этого царства разлагать различные субстраты. Так они способствуют круговороту веществ в природе. Кстати, есть грибы, которые способны переработать лигнин, нефтепродукты и полиуретан.
Сейчас под вашим руководством реализуется грант РНФ по изучению грибо-бактериальных комплексов, которые могут вызывать поражение клубней картофеля. Как грибы и бактерии вредят картофелю?
Если не соблюдать технологию выращивания и хранения картофеля, потери от фитопатогенных организмов могут быть огромными. В некоторых случаях урожай может погибнуть полностью.
Роль бактерий в системе растение-грибы-бактерии может быть разнообразной. Известны случаи, когда бактерии обеспечивают начальные этапы патогенеза: они выделяют токсины, которые разрушают ткани растения, тем самым способствуя успешному внедрению в ткани растения гриба.
Бактерии также могут производить вещества, стимулирующие рост растения: чем лучше растение развивается, тем больше питательных веществ достанется совместно живущим на растении-хозяине грибам с бактериями. Грибы в свою очередь могут помогать бактериям пережить неблагоприятные условия. Многие виды грибов формируют толстостенные хламидоспоры, в которых могут находиться бактерии.
К чему вы пришли в процессе исследований?
Наша научная группа обнаружила ассоциацию фитопатогенных грибов с фитопатогенными бактериями. Такой союз очень опасен для растений. При грибных заболеваниях растения обрабатывают фунгицидами — веществами, действующими на грибы и безопасными для бактерий. При смешанных грибо-бактериальных инфекциях фунгициды «не вылечат» растения.
А могут ли грибы и бактерии приносить пользу растениям?
Да, несомненно. Микроорганизмы могут подстегивать иммунитет растений, помогая подготовиться к защите от фитопатогенных организмов. Могут способствовать усвоению минеральных веществ, стимулировать рост растений.
Некоторые микроорганизмы способны полностью подавлять рост фитопатогенных бактерий, грибов, насекомых и нематод. Такие полезные микроорганизмы сегодня используют в качестве действующего вещества для биопрепаратов. Биопрепараты более дружественны к окружающей среде, чем средства химической защиты. И сегодня они становятся всё более популярными как среди крупных производителей сельскохозяйственной продукции, так и среди «дачников».
Что Вам не нравится в работе преподавателем?
Как и любой преподаватель я расстраиваюсь, когда студенты на зачеты и аттестации приходят плохо подготовленными.
Как Вы считаете, в чём заключается главная суперспособность преподавателя?
Мне кажется, это умение интересно и доходчиво объяснить новый материал. В этом случае знания сохранятся на всю жизнь.
Вы руководите исследованиями, проводите пары, занимаетесь научной работой. Откуда черпаете вдохновение?
Источник вдохновения — получение новых знаний. Иногда во время научных исследований наша группа обнаруживает новые фитопатогены или даже новые виды грибов, которые до нас никто раньше не находил. Чувство, что мы первые, кто описал новый микроорганизм или новое свойство микроорганизма — окрыляет.
Дорогие коллеги! Поздравляю вас с Днём преподавателя высшей школы! Спасибо вам за те качественные знания и практический опыт, которые вы передаёте студентам!
Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — задача со звездами — взрастить новое поколение специалистов. 19 ноября — День преподавателя высшей школы. О первой паре, отношении к шпаргалкам и современных студентах — рассказывает Елена Линькова, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук, доктор исторических наук.
В коридоре учебного корпуса РУДН звучит музыка. Студенты после занятий направляются не к выходу, а в конференц-зал. Что же там происходит?