«Не важно, сколько лет я преподаю, перед каждой парой чувствую небольшое волнение», – Елена Линькова, профессор кафедры истории России РУДН

«Не важно, сколько лет я преподаю, перед каждой парой чувствую небольшое волнение», – Елена Линькова, профессор кафедры истории России РУДН

Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — задача со звездами — взрастить новое поколение специалистов. 19 ноября — День преподавателя высшей школы. О первой паре, отношении к шпаргалкам и современных студентах — рассказывает Елена Линькова, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук, доктор исторических наук.

Для многих история заканчивается на первом курсе университета, а вспоминают о ней только на рубеже 30 лет, когда человек закономерно начинает обращаться к своим корням и искать ответы. Вы изначально решили связать свою жизнь с наукой о прошлом. Кто увлек историей?

Любовь к истории зародилась в детстве. У нас дома было много исторической литературы, большая библиотека, которую собирал папа, хотя сам был главным конструктором оборонного предприятия. Большую роль сыграла и школьная учительница, которая показала, что история — это больше, чем хронология событий. Уже тогда меня начал привлекать период XVIII–XIX веков, им и занимаюсь до сих пор.

За эти 200 лет Россия сильно изменилась. Каждое десятилетие — новый этап в жизни страны...

Этот период насыщен историческими событиями. Эпоха дворцовых переворотов, Отечественная война 1812 года, Крымская война... Россия в этот период совершила мощный рывок в экономическом, технологическом, геополитическом аспектах. Например, получила выходы к Балтийскому и Черному морям.

Войны, трансформации систем международных отношений, союзы, которые заключала Россия, — все это находило отражение в работах общественно-политических деятелей. Желание понять настоящее заставляло искать ответы в прошлом, где сразу обнаруживались параллели. Через понимание того, что было важно для наших предков тогда, рождалось понимание, куда мы двигаемся сейчас.

На ваш взгляд, путь страны всегда определяется её прошлым или настоящее определяем мы сами?

Как историк я склоняюсь к первому варианту. Не зря говорят: «История повторяется». И если мы посмотрим на внешнеполитический курс нашей страны, то увидим, что в его основе преемственность. Стратегически мы всегда действуем последовательно и закономерно, обращаясь к опыту и историческим выводам, к которым пришли наши предшественники в ХХ и XIX веках. Окказиционность, то есть случайность и спонтанность — это не про Россию. Другое дело, умеем ли мы учиться на ошибках прошлого. Но учиться нужно.

Какие 3 события, на Ваш взгляд, предопределили место России в системе современных международных отношений?

· Прежде всего, победа во Второй мировой войне. Советский Союз был одним из главных действующих лиц в создании новой системы международных отношений, получившей название Ялтинско-Постдамской. Благодаря ей появились механизмы и институты для обсуждения международных проблем — например, ООН.

· Большую роль сыграли и играют научные достижения советских и российских учёных. Здесь центральное событие — первый полет человека в космос в 1961 году. За ним идет реализация масштабных атомных проектов ХХ века, медицинские исследования, развитие военно-промышленного комплекса.

· Сейчас можно выделить ещё 2 события, которые определяют и будут определять место нашей страны в системе международных отношений в XXI веке. Это вхождение в состав России Крыма, Донбасса, Запорожской и Херсонской областей. И прямо сейчас в мире происходит масштабная международная трансформация и нам очень важно понимать ценность национального суверенитета, работать на благо развития собственной страны, а также выстраивать диалога с теми государствами, которые являются нашими потенциальными партнерами.

Какая из читаемых дисциплин самая любимая?

Любимыми оказываются те, что находят наибольший отклик у студентов. Когда видишь огонь в глазах, мотивацию готовиться к занятиям, сразу появляется желание дать ребятам больше, чем заложено в основной программе. Тогда в структуру семинаров и лекций включаются дополнительные материалы, а это возможность подискутировать со студентами, узнать, что они думают о современных проблемах, как мыслят.

Как вам кажется, меняются ли от поколения к поколению студенты?

Я преподаю с 2008 года и не очень люблю, когда говорят, раньше студенты были лучше, а сейчас уже не такие. Да, меняется мода, меняются пристрастия и увлечения среди студентов. Но в аудиторию из года в год продолжают приходить увлеченные своим предметом ребята. Возможно, им сложно, потому что они не до конца определились, куда им двигаться дальше, как и где строить карьеру. Но они учатся, стараются.

Я преподаю у историков и вижу, как влияет на них педагогическая практика, которую они проходят на 3 курсе. Изменения происходят буквально за месяц. Ещё в декабре они — юные создания, а в феврале на пары приходят взрослые люди. Ответственные. Для многих эта практика становится переломной. Одни идут работать в школу учителями, другие остаются преподавать в университете.

Помните свою первую пару в роли преподавателя?

Это была педагогическая практика в аспирантуре. Но тогда я переживала не столько за то, что придется выступать перед ровесниками. Мой научный руководитель приходил на каждое моё занятие. И его оценка внушала больше волнения, чем общение со студентами, которые были младше меня на 2-3 года.

Что посоветуете тем, кто только начинает свои шаги в преподавательской деятельности?

К каждой паре нужно готовиться — важно хорошо знать материал. Важно не читать с листа, потому что сразу теряется внимание аудитории. Всегда говорить чётко, сохранять спокойствие. Уверенность обязательно прийдет со временем.

А сейчас переживаете?

Не важно, 5 или 10 лет я преподаю, перед каждой парой чувствую небольшое волнение. Как встретит тебя аудитория? В каком настроении будут ребята — после какой пары пришли, был ли обед? Как сконцентрировать их внимание? Всё как в первый раз, но уже со знанием дела.

Существует ли глупые вопросы от студентов?

Любой вопрос нужно поощрять, ведь самое главное — сформулировать его и задать. Даже самый «глупый» вопрос может стать дискуссионным.

Как относитесь к шпаргалкам?

К шпаргалкам старого типа, когда студент неделю готовится, пишет себе на листочках ответы маленьким шрифтом, возможно, неплохо отношусь. Часто в этом случае срабатывает механическая память, и студент запоминает материал. Но сейчас всё чаще главная шпаргалка — это телефон. По-быстрому найти ответ в интернете, списать, даже не вдумываясь в суть. К этому я, конечно, отношусь отрицательно. В первую очередь, для меня как преподавателя важно осмысление.

Продолжите фразу. История — это

Учитель. И к его урокам важно прислушиваться.

Новости
Все новости
Жизнь в РУДН
19 ноября
Поздравление ректора с Днём преподавателя высшей школы

Дорогие коллеги! Поздравляю вас с Днём преподавателя высшей школы! Спасибо вам за те качественные знания и практический опыт, которые вы передаёте студентам!

Жизнь в РУДН
19 ноября
«Мне в радость преподавать любой предмет, если он зажигает глаза студентов», – Елена Чудинова, доцент аграрно-технологического института РУДН, к.б.н.

Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — взрастить новое поколение специалистов. О том, кто увлек миром растений, какой факт о грибах больше всего поражает воображение и в чем заключается главная суперспособность преподавателя — рассказывает Елена Чудинова, доцент агробиотехнологического департамента аграрно-технологического института РУДН, кандидат биологических наук, ведущий научных сотрудник.

Жизнь в РУДН
13 ноября
Музыкальная планета №48 «Истории с географией: два Николая»

В коридоре учебного корпуса РУДН звучит музыка. Студенты после занятий направляются не к выходу, а в конференц-зал. Что же там происходит?