320 тысяч тонн пыли от 40 млн автомобилей – молодые ученые о воздухе в Юго-Западном районе
Ежегодно в РУДН проходит конкурс научных студенческих работ «Совместный старт: сделаем науку вместе». Университет выделяет стипендии на проекты молодых ученых и объединений студентов. Все разработки практико-ориентированы и имеют потенциал дальнейшей коммерциализации.
Один из 9 проектов-победителей в этом году — разработка проектной группы института экологии. Молодые учёные провели исследование воздуха в Юго-Западном районе и разработали рекомендации по оптимизации автотранспортных нагрузок. Итоговым результатом проекта станет новая модель мониторинга и новая методика расчёта загрязнений.
Над проектом работали:
- Екатерина Липина, магистратура, II курс;
- Софья Некрасова, магистратура, I курс;
- Эльза Шарипова, магистратура, I курс;
- Полина Нечаева, III курс.
Экологи РУДН провели измерения загрязнения воздуха на прилегающих к университету улицах — Миклухо-Маклая, Саморы Машела, Академика Опарина и Ленинский проспект. В расчетах студенты учли не только количество автомобилей и выделения двигателей, но и определенный вид транспорта, время службы, а также разные типы асфальтового покрытия.
Проблема сейчас очень актуальна. Москва растет, и количество транспорта увеличивается. Как бы нам хотелось думать, что большинство загрязнителей — выхлопные газы. На самом деле, выделяются также аэрозоли и твердые частицы — это более опасные канцерогены. В Москве количество таких загрязнителей в воздухе может достигать до 80%. Поэтому нам важно по-новому проводить оценку и использовать новые методики мониторинга загрязнения атмосферы.
Что студенты обнаружили?
40 млн автомобилей выбрасывают 320 тысяч тонн в год твердых частиц разного размера. По большей части они уносятся за территорию Москвы, но оседают в зависимости от погоды — это от 130 до 180 тонн. Общий объем загрязняющих аэрозолей от автотранспорта — около 455 тонн в год.
Факт из исследования
Основные выбросы от автомобильного транспорта:
- углеродсодержащие вещества — углекислый газ, угарный газ, углеводороды, сажа;
- оксиды азота;
- примеси, содержащиеся в топливе — соединения серы, свинца, других тяжелых металлов;
- твердые частицы, образуемые от стирания покрышек, тормозных систем и дорожного покрытия.
Далее — детально. Наибольшие по объемам загрязнений:
- аэрозоли оксида азота и окиси азота;
- твердые частицы РМ 2,5.
Наиболее значительный источник загрязнений — Ленинский проспект. Наибольшее количество загрязнений приносят аэрозоли, образованные от оксида азота — 187 т/год и частицы РМ
Что предлагают разработать студенты РУДН?
- новую технологию экомониторинга — новую методику импактного мониторинга, с помощью которой можно контролировать воздействие автотранспорта на урбоэкосистемы города;
- новую методику экологической оценки транспортных нагрузок — в нее должны войти детальные данные об интенсивности автотранспортных потоков и поступлении загрязнителей;
- экологическое обоснование применения новых материалов дорожных покрытий, в том числе на основе принципов зеленой экономики.
Также будет проведена оценка качества и соответствия сероасфальтового покрытия, что поможет снизить уровень загрязнения. Итоговый результат проекта студенты планируют представить в Росприроднадзоре.
Как РУДН улучшает экологическую обстановку в районе?
Площадь кампуса РУДН составляет 50 гектар, растительность на территории кампуса занимает более 10 гектар. Также рядом с кампусом находится лесопарк Юго-Западный, площадь которого — 40 гектар лесной растительности. Большое количество растений способствует увеличению кислорода в воздухе и помогает поглотить углекислый газ. Например, рядом с автомобильными дорогами, которые проходят рядом с кампусом РУДН, высажены защитные полосы растительности в виде двух рядов деревьев и кустарника — что позволяет значительно снизить загрязнение от автомобильных дорог, создавая защитный экран. Деревья и кустарники — эффективные фильтры, которые задерживают частицы пыли и сажи, присутствующие в воздухе, а также поглощают газообразные примеси и частично извлекают их из атмосферы. Кроме того, растения способны замедлять скорость ветра, а это снижает количество пыли, переносимой по воздуху. Например, широколиственные деревья в городе улавливают до 30 % пыли, а хвойные — до 42%.
На территории кампуса также проводят постоянный мониторинг состояния атмосферы, отбирают пробы почв для биоиндикации. Цель — отслеживать уровень загрязнения на территории и при выявлении мест с повышенным загрязнением принимать меры по его снижению — например, высаживая растительный экран вдоль дороги.
Научный руководитель проекта — Александр Хаустов, доктор геолого-минералогических наук, профессор института экологии РУДН.
Беседовала Валерия Еремина
В соответствии с поступившим в РУДН от СМИ запросом о лишении ученой степени кандидата медицинских наук Ваганова Алексея Геннадьевича, защитившего диссертацию на тему «Клинико-экспериментальное обоснование выполнения гастростомии с использованием полипропиленового экспланта» для исключения любой интерпретации ответов университета, мы публикуем комментарий на официальном сайте РУДН.
Сборник состоит из двух томов и включает биографические сведения о российских демографах, их научных исследованиях. Первый том посвящён исследованиям дореволюционного периода, второй — трудам советского времени и современности.
На базе института экологии РУДН создали Центр зеленой дипломатии. Среди задач — интеграция результатов научно-практической деятельности в развитие международных отношений в природоохранной сфере. Также специалисты центра будут сопровождать корпоративный сектор в решении различных экологических задач.