«Это полновесное географическое открытие», – преподаватель РУДН Алексей Кучейко об открытии нового острова

«Это полновесное географическое открытие», – преподаватель РУДН Алексей Кучейко об открытии нового острова

О том, что на карте Арктики отметят новый остров, стало известно в конце июля. Землю за полярным кругом обнаружили школьники под руководством Алексея Кучейко — доцента департамента механики и мехатроники РУДН. Группа вела работу по спутниковым снимкам. Об открытии и о том, как новые острова открывают школьники — в интервью Алексея Кучейко.

Алексей Анатольевич, открытие острова — значимое событие в наше время?

Это полновесное географическое открытие. Земля — система динамичная, она развивается и меняет свой облик. На планете появляются новые географические объекты, особенно активно эти процессы идут в полярных областях — в Арктике и Антарктиде. Такие события происходят благодаря таянию ледников, в Российской Арктической зоне их больше всего в архипелагах Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.

Географические открытия связаны и с научными исследованиями, а именно — с изучением темпов деградации ледников. Климат изменяется, и остров освобождается из-подо льда, являет миру лик через сотни тысяч, а то и миллионы лет.

Это важно и для ученых-биологов: можно посмотреть останки растений, живых существ, провести исследования до того, как ветер и вода сумеют заселить новую жизнь на каменистый остров.

Школьники всегда рады открытию нового острова — это эмоции первооткрывателя. Они еще дети, хоть и старшеклассники. Такое событие не так часто у нас проходит. Группа обновляется, и не у всех на счету 4 острова. Всегда есть новички, для которых это — второй-третий проект.

Как произошло открытие острова?

Следить за тающим ледником наша группа начала в 2015 году. Мы предполагали, что новый остров появится в 2019 году, но ледник ушел в полярную ночь и перестал таять. Только в июле этого года температура воды и воздуха повысилась настолько, что лед стал рыхлым, стал крошиться. Буквально на снимке был запечатлен момент вскоре после обрушения ледяной перемычки, которая соединяла будущий остров архипелага Новая Земля с отступавшим ледником Вилькицкий Южный.

По данным наших измерений, перемычка около 27 метров в высоту рухнула — это почти 7-этажный дом. Образовались волны и зона ледяной крошки. Со спутника из космоса эта зона обрушения виделась как продолжение этой перемычки — только тени не было.

Последующие съемки подтвердили, что перемычки нет. Мы измерили ширину пролива — было около 80 метров. Сейчас эта ширина около 200 метров. Оставшийся выступ ледника интенсивно крошится и отступает.

Скульптура

Изучение динамики таяния ледников Новой Земли в нацпарке "Русская Арктика"

Как стало возможным, что новые острова открывают школьники, а не бывалые путешественники, например?

Наша группа занимается школьными проектами на разные темы прикладного применения космической информации — это экология, чрезвычайные ситуации, география, археология, в том числе — изучение последствий изменения климата и деградация ледников.

Работу мы ведем на основе спутниковых снимков и технологий дистанционного зондирования Земли. В Интернете много открытых данных спутниковой съемки — её ведут и поддерживают практически все крупные космические агентства. В России к открытым данным относятся данные датчиков КМСС (Комплекс многозональной спутниковой съёмки), все метеорологические данные... Ребята изучают программное обеспечение, сервисы со спутниковыми снимками, и после мы переходим к практике. Собираем данные, обрабатываем информацию, анализируем её, формулируем результаты и выводы.

Наша задача — подвести ребят к изучению научной проблемы на таком уровне, чтобы они могли выполнить свою первую исследовательскую работу. Для этого мы консультируемся у профильных ученых — экологов, географов, гляциологов.

Что будет с островом дальше?

Мы написали письмо в Русское географическое общество (РГО), в Управление навигации и океанографии Министерства обороны, гидрографическую службу. Гидрографы оперативно среагировали, уточнили задачи и скорректировали планы комплексной экспедиции Северного флота.

Задача минимум — поднять с судна коптер и заснять остров, провести картографическую съемку и передать данные в гидрографическое предприятие для обновления карт.

Комплексные экспедиции проводятся уже третий год. В текущем году экспедиция Северного флота и РГО стартует в августе. Гидрографы берут на борт ученых, картографов, журналистов. В экспедиции ведут океанографические и биологические наблюдения, идет поиск экспедиций прошлых лет.

Это не первое ваше открытие...

Этот остров у нас четвертый. К теме ледников Новой Земли мы обратились в 2015 году, после того как ребята прочитали сообщение об открытии целой группы островов гидрографическим судном «Сенеж».

Первый наш остров был обнаружен в 2016 году. В 2017 году мы о нем заявили — отправили сообщение в РГО, гидрографическую службу Северного флота и начали сотрудничество. Военные картографы отнеслись с вниманием и уважением к нам. Сегодня они признают наш приоритет по нашим новым островам и помогают с регистрацией новых географических объектов.

Второй остров был обнаружен по радиолокационным снимкам в 2017 году и заявлен в начале 2018 года. Об этом открытии двое наших ребят докладывали лично президенту Владимиру Путину на заседании попечительского совета РГО. Я и моя супруга сопровождали их как научные руководители.

Это событие — пожалуй, наше высшее достижение! На заседании подводились итоги работы за год, но ребята выступали в числе первых. Они сидели рядом с Президентом и вместо 5 выделенных минут выступали около получаса, обменивались репликами, отвечали на вопросы.

На вопрос Президента: «А что, если ситуация изменится, и ледники начнут наступать — этот остров исчезнет?» — они ответили, что, по данным их исследований, есть единичные случаи, когда площадь увеличилась из-за пульсации ледника, но в остальных случаях площадь уменьшалась, и это тенденция климатическая. В активе школьников — работа по анализу ледников национального парка «Русская Арктика» и по Земле Франца Иосифа, а не только по одному леднику.

Третий остров образовался случайно, при исследовании таяния ледников на острове Шмидта. На карте будущий остров был обозначен как мыс, но из-за таяния ледника водные потоки размыли основание, мыс отделился и стал островом.

Какие у вас шансы поучаствовать в наименовании нового острова?

Мы стараемся сразу все острова именовать, посвятить открытие значимым событиям. Самому первому нашему острову гидрографы дали временное название — остров Школьников. Второй остров назван в честь Валентины Терешковой — в 2018 году у нее был юбилей. Третий остров — бывший мыс Земляной на острове Шмидта было предложено назвать в честь летчика-космонавта СССР Андрияна Николаева. Четвертый остров ребята предлагают назвать в честь самого молодого космонавта № 2 планета Земля — Германа Степановича Титова. Мы знали его при жизни, в этом году ему исполнилось бы 85 лет. Герман Степанович запросто откликался на просьбы и приезжал в школу на встречу с ребятами, хотя был очень занятым человеком — известным политическим деятелем, депутатом...

Как школьникам — будущим студентам помогают навыки исследователя-первооткрывателя?

Мы следим за дальнейшей судьбой наших подопечных. Школьники — аудитория динамичная, ребята подрастают и уходят. Наша задача — довести их до вуза. Кто-то поступает в профильные вузы, связывает судьбу с космическими технологиями, географией, программированием. В этом году наши выпускники поступают в МГУ на географический факультет, в РУДН на журналистику и в МАИ — аэрокосмический институт.

Я преподаю в бакалавриате и магистратуре Инженерной Академии РУДН и знаю, что научные труды моих подопечных-школьников — это примерно курсовая работа, а иногда — и дипломная бакалавра. Это высокий научный уровень. Когда такой школьник становится студентом, он понимает, что такое научное исследование, как работать с материалом, где его набирать и обрабатывать, как формулировать выводы.

У одной из выпускниц этого года уже есть две статьи: «Изучение судовых сбросов в Ладожском озере» и «Изучение отмелей в море Лаптевых по спутниковым снимкам», за что она получила благодарность от начальника гидрографической службы Северного флота. Она ездила в Хельсинки на международную конференцию, затем была научно-практическая конференция в Институте космических исследований РАН. Другая выпускница изучала по космоснимкам поражение подмосковных лесов короедом и следила за краснокнижными атлантическими моржами в Арктике. В этом году она поступает в РУДН на журналистику.

Новости
Все новости
Наука
16 ноября
Ответ РУДН на запрос СМИ о лишении степени кандидата медицинских наук

В соответствии с поступившим в РУДН от СМИ запросом о лишении ученой степени кандидата медицинских наук Ваганова Алексея Геннадьевича, защитившего диссертацию на тему «Клинико-экспериментальное обоснование выполнения гастростомии с использованием полипропиленового экспланта» для исключения любой интерпретации ответов университета, мы публикуем комментарий на официальном сайте РУДН.

Наука
26 сентября
Институт демографических исследований РАН и РУДН издали «Демографическую энциклопедию в лицах»

Сборник состоит из двух томов и включает биографические сведения о российских демографах, их научных исследованиях. Первый том посвящён исследованиям дореволюционного периода, второй — трудам советского времени и современности.

Наука
16 августа
В РУДН открыли Центр зеленой дипломатии

На базе института экологии РУДН создали Центр зеленой дипломатии. Среди задач — интеграция результатов научно-практической деятельности в развитие международных отношений в природоохранной сфере. Также специалисты центра будут сопровождать корпоративный сектор в решении различных экологических задач.