Интеллектуальные технологии и анализ данных в гуманитарной сфере

Интеллектуальные технологии и анализ данных в гуманитарной сфере

Уровень обучения
Магистратура
Форма обучения
Очная

Период обучения
2 Года
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Стоимость указана за 1 год обучения
Для граждан России и СНГ
339000
Для граждан дальнего зарубежья
5250 5100
Скидка: 30% за программу для РФ/СНГ

О профессии


Гуманитарная сфера всегда формировалась и находилась под влиянием развития общества, приспосабливая концептуальные, методологические и теоретические основы к возникающим социальным явлениям. В последние годы, с резким скачком в развитии искусственного интеллекта и распространением его повседневных приложений, «нечеловеческие интеллектуальные субъекты» все чаще становятся частью общества. В результате возникает область взаимодействия человека и субъекта с искусственным интеллектом, которая вызывает интерес лингвистики и социальных наук, поскольку эти взаимодействия выходят за границы объективной реальности, создавая ее гибридные формы.
Филология играет ключевую роль в развитии искусственного интеллекта, поскольку помогает компьютерам понимать естественные языки. Лингвистический анализ позволяет компьютерам разбирать синтаксис, семантику и прагматику предложений, что делает их способными понимать и генерировать тексты. Лингвистика также помогает в решении проблемы многозначности в языке и определении контекста коммуникации.
Лингвистика в IT-технологиях имеет широкий спектр применений. Одно из них – это разработка голосовых ассистентов, которые могут понимать и отвечать на вопросы пользователей на естественных языках. Благодаря лингвистическому анализу эти системы способны обрабатывать и интерпретировать речь, а также генерировать понятные ответы. Кроме того, лингвистика полезна для машинного перевода, анализа социальных медиа, обработки текстов и решения других задач, связанных с обработкой естественного языка. Понимание основ языка позволяет ИИ точнее и эффективнее выполнять эти задачи.
В обозримом будущем искусственный интеллект также будет стимулировать гуманитарные профессии к улучшению своих ключевых компетенций и повышению эффективности процессов деятельности, связанных с обработкой информации и данных, в том числе для поддержки принятия решений.
Ввиду специфичности гуманитарной среды, специалистам, обладающим исключительно техническими компетенциями, бывает затруднительно взаимодействовать с этой средой. Для того, чтобы организовать эффективную работу и получить требуемый результат, необходим новый класс специалистов, обладающих междисциплинарными компетенциями, способных как понимать техническую составляющую поставленной задачи, так и владеть необходимыми знаниями в гуманитарной среде, в том числе, способных к эффективной междисциплинарной коммуникации.


Учебный процесс


Цель образовательной программы заключается в подготовке всесторонне развитых, высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров, обладающих широким спектром знаний, умений и навыков как в гуманитарной сфере, так и в области анализа и разработки интеллектуальных систем.
Для достижения этой цели процесс обучения ведется по двум трекам: первый включает в себя получение фундаментальных знаний в гуманитарной сфере, что актуально для специалистов ИТ-сферы, второй – получение гуманитариями технических знаний в сфере применения технологий искусственного интеллекта.
Первый трек включает в себя дисциплины гуманитарной направленности, такие как:
• Цифровая гуманитаристика;
• Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации;
• Семиотика;
• Языкознание;
• Когнитивистика;
• Корпусная лингвистика;
• Компьютерная лингвистика;
• Теория и практика перевода;
• Проблемы современной философии;
• Психология цифрового общества.
Второй трек включает в себя технические дисциплины, такие как:
• Архитектура интеллектуальных систем;
• Методология проектирования интеллектуальных систем;
• Интеллектуальные технологии машинного перевода;
• Информационная безопасность интеллектуальных систем;
• Математические методы в гуманитарных исследованиях;
• Методы и алгоритмы интеллектуального анализа данных;
• Методы машинного обучения;
• Методы распознавания образов;
• Современные технологии обработки текстов на естественных языках.
Освоение обоих треков позволяет обучающимся стать специалистами нового класса, обладающими междисциплинарными компетенциями, способными как понимать техническую составляющую профессиональных задач, так и владеющими необходимыми гуманитарными знаниями для их решения.
Такая компетентностная модель выделяет программу «Интеллектуальные технологии и анализ данных в гуманитарной сфере» на фоне подобных образовательных программ, что делает ее уникальной программой на рынке образовательных услуг РФ.
Дисциплины практической направленности разработаны при участии ключевых игроков ИТ-рынка РФ, представленных такими компаниями как Яндекс, МТС, Ростелеком, Russia Today и Центр искусственного интеллекта и робототехники.


Практика


Программой предусмотрено проведение нескольких видов практик.
Практики направлены на формирование и отработку конкретных практических навыков и позволяют обучающимся в полном объёме применить знания и умения.
Предусмотрены следующие практики:
• Эксплуатационная практика
• Технологическая (проектно-технологическая) практика
• Научно-исследовательская работа
• Преддипломная практика
Базами практик и научно-исследовательской работы станут такие компании как Центр искусственного интеллекта и робототехники, Компания Кириллица, Яндекс, МТС, Ростелеком и подразделения РУДН: Центр разработки и сопровождения информационно-технологических решений Института русского языка РУДН, Международный центр цифровизации предуниверситетской подготовки Института русского языка РУДН, Центр развития цифровых технологий в образовательных процессах РУДН, лаборатория дистанционного обучения РУДН, российские и зарубежные вузы-партнёры.


Карьера


Благодаря уникальности программы выпускники имеют возможность работать в ведущих российских и зарубежных бизнес-структурах, в ИТ-компаниях, реализующих проекты в сфере искусственного интеллекта, в цифровых медиа-компаниях и СМИ, в государственных организациях и структурах, в российских и зарубежных образовательных и научно-исследовательских организациях, в организациях, осуществляющих экспертную деятельность на таких должностях как:
 руководитель отдела (службы) информатизации;
 главный архитектор программного обеспечения;
 ведущий архитектор программного обеспечения;
 старший системный аналитик;
 старший инженер-исследователь;
 инженер по автоматизации;
 инженер по автоматизированным системам управления;
 руководитель отдела (службы) информатизации;
 и других руководящих и ведущих ИТ-должностях.
Выпускники также могут продолжить обучение в аспирантуре.