Модель управления качеством образования

Модель управления качеством образования

Выбор модели управления качеством образования — один из самых существенных элементов построения всей системы качества обучения в вузе, и была выбрана на основе международного стандарта ISO 9000:2000 и базируется на концепции TQM (Total Quality Management).

Модель управления качеством образования РУДН опирается на принципы У.Э. Деминга:
  • Держитесь постоянства цели:
    повышение качества образования, регулярный контроль
  • Улучшайте каждый процесс:
    внедрение процессной технологии
  • Изгоняйте страхи:
    разрешена организованная дискуссия на всех уровнях
  • Разрушайте барьеры:
    установление технологической связи между подразделениями
  • Откажитесь от пустых лозунгов, призывов:
    контрольные планы, индикаторы, ежегодные контрольные доклады на Ученом Совете
  • Устраните произвольно установленные задания:
    создание аналитических групп
  • Дайте работникам возможность гордиться своим трудом:
    выявление и демонстрация положительного опыта
  • Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию:
    вовлечение в управление качеством всех участников, создание условий для повышения квалификации управленческого и педагогического персонала
  • Руководители, будьте лидерами в повышении качества:
    управление качеством — дело ректора и ректората
Критериальная и процессная технология модели

Модель управления качеством образования РУДН подразумевает использование критериальной («численной») и процессной («инструментальной») технологий.

Критериальная технология необходима для:

  • объективизации сведений об управлении и демонстрации качества;
  • прохождения формальных процедур аудита качества;
  • участия в рейтингах вузов и социологических исследованиях.

Критериальные компоненты СОКО РУДН:

  • уровень передачи знаний университетом;
  • уровень восприятия знаний студентами.

В модель управления качеством образования РУДН входят 10 критериев (включающие 36 базовых показателей), перечень которых согласован с российскими и международными требованиями

Измерение указанных критериев позволяет проводить детализированный мониторинг и оценивать эффективность деятельности Университета по основным направлениям.

Отдельные параметры и показатели (индикаторы), входящие в каждый критерий, постоянно актуализируются в соответствии с изменяющимися условиями рынка образовательных услуг, однако сам набор критериев представляется нам достаточным и необходимым для проведения анализа качества.


Существенная особенность критериальной оценки — максимально возможное значение каждого показателя нормализуется — принимается равным единице.

Это позволяет осуществлять сравнение уровней качества в разных аспектах реализации учебного процесса и его результатов в целом по РУДН, а также в различных «сечениях»: на факультете, в учебном институте, в любой образовательной программе. Кроме того, подобная «нормализация» параметров позволяет получить некоторую интегральную оценку качества в каждом из таких «сечений».

Процессная технология СОКО РУДН

Позволяет повышать качество деятельности ВУЗа на основании анализа и улучшения каждого рабочего процесса.

Суть этой технологии состоит в выделении технологически связанных рабочих процессов деятельности ВУЗа, по каждому из которых (по всем процессам в совокупности) может быть дан системный анализ и реализована возможность принятия обоснованных мер, направленных на повышение эффективности. Комплекс этих мер имеет своим результатом циклическое улучшение значений критериев и показателей качества, направленное на выполнение стратегических задач (достижение плановых индикаторов). Рабочие процессы могут быть документально описаны и/или представлены в виде специальных технологических карт.