Доклад профессора, доктора философских наук Анджея Дж. Нораса на тему «Пост-неокантианство – что это?»
Цель доклада: определить понятие «пост-неокантианство», исходя из характера его отношения к исходному понятию «неокантианство».
Задачи: охарактеризовать феномен неокантианства, указать на проблемы его определения, выявить актуальность термина «пост-неокантианство», указав на особенность его отношения к философии Эммануила Канта.
Тезисы доклада:
Пост-неокантианство - что это?
Для разрешения настоящего вопроса релевантным является понимание характера взаимосвязи между философами, относящих себя к пост-неокантианству и неокантианству. При этом необходимо уточнить, что важную роль в отношениях между соседствующими традициями играет философия Иммануила Канта, т.к. и те, и другие исходят из того или иного толкования, переосмысления кантовского философского наследия.
Пост-неокантианство – это, в сравнении с неокантианством, - более молодое философское направление. Его сторонники исходят из того, что в неокантианстве философия Канта была истолкована неверно. Таким образом, пост-неокантианцы переосмысливают Канта, оставаясь в рамках духа рассуждений Марбургской школы, но воспринимая ее учение отлично от своих учителей.
Исходя из вышеизложенного, в докладе проводится попытка ответить на следующие вопросы:
- Об интерпретации философии Канта в рамках неокантианства
- Об отношении между неокантианством и пост-неокантианством
Термин " пост-неокантианство” обычно не используется в философской литературе, что, по мнению автора, неравносильно претензии на ее актуальность и оригинальность.
Необходимость введения в классификацию философии ХХ века термина "пост-неокантианство" вытекает из нескольких фактов. Первым из них является феномен постоянной рефлексии над кантовской мыслью, в результате чего появляются неокантианство, нео-неокантианство или современная разновидность трансцендентализма, используя терминологию Канта. Нельзя не замечать тенденции ко все более глубокому исследованию философии Канта, что приводит к более целостным интерпретациям его концепций. Ничто не умаляет истинности его философии и тем более обоснованности трансцендентальной философии, получившей мощный импульс от феноменологии Гуссерля. Во-вторых, начиная с Гуссерля можно говорить о появлении пост-неокантианства, хотя его философия и идеи близких ему мыслителей, часто сводятся к феноменологии и иногда даже, особенно в случае с Хайдеггером – они анализируются только внутри феноменологии.
Хайдеггер, уже упомянутый, является хорошим примером того, как возможно понять его философию наиболее отчётливо, если рассматривать ее в рамках Баденского неокантианства, не ограничиваясь только тем, что вытекает из критики Гуссерля. Тем более, что хайдеггеровская критика феноменологического трансцендентализма — это, прежде всего, критика неокантианского трансцендентализма. Хайдеггер доказал это в знаменитом споре с Кассирером, который состоялся в Давосе. Это касалось неокантианства, а точнее отношения к философии Канта. Сама дискуссия подчеркивает пост-неокантианство Хайдеггера, чего нельзя сказать о Кассирере.
Вопрос о пост-неокантианстве требует ответа на вопрос относительно предшествующего ему неокантианства. Здесь возникает ряд противоречий относительно того, как классифицировать пост-неокантианство, какой критерий разделения следует принять в рамках неокантианских школ и др. Классическое деление неокантианских школ, различая семь направлений, было изменено много раз, и не только по историческим причинам. Проблема касается не только разделения на школы, но и различения двух фаз неокантианства, т.е. раннего (классического) неокантианства и позднего (правильного) неокантианства. В первом случае речь идет о неокантианстве, которое часто называют кантовской филологией (Kantphilologie), оно совершает попытку реабилитации философии и выхода ее из тупика, в котором она оказалась в связи с философией Гегеля. Характерная особенность раннего неокантианства заключается в том, что обсуждаемая проблема была актуализацией Канта для конкретного времени. От этой первой фазы отчетливо отличается неокантианство (собственно), которое может быть связано только с философией Баденской и Марбургской школ.
Неокантианство показывает актуальность кантовской философии, выделяя непрекращающийся спор о понимании кантовской «Критики чистого разума».
Пост-неокантианство играет важную роль также с точки зрения перспективы современных исследований Канта, к которым относятся Готфрид Мартин, Манфред Брелаге или Ханс-Михаэль Баумгартнер
Участники: Преподаватели, аспиранты, магистры и студенты РУДН, Еврейский университет в Иерусалиме, "Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского, University of Silesia in Katowice.
Начало мероприятия в 13:20