Научно-методический семинар «Лингводидактические вопросы языкознания»
22 марта в 15:00 по московскому времени
Институт иностранных языков проводит научно-методический семинар «Лингводидактические вопросы языкознания».
Тема:
«Интонационная выделенность как основа интонационного моделирования текста».
Спикер:
Татьяна Геннадьевна Станчуляк – кандидат филологических наук, доцент, автор свыше 30 научных и научно-методических трудов.
В докладе будут рассмотрены результаты исследования природы интонационной выделенности текста, закономерности её текстового проявления и выявленные на основании полученных результатов принципы интонационного моделирования текста.
Общеизвестно, что интонация не накладывается на готовый текст. Напротив, она формирует его ещё на этапе внутреннего замысла, зарождающегося в сознании говорящего. Таким образом, интонации отводится фундаментальная роль в процессе передачи внутренней речи во внешнюю.
Интонационная структура текста выстраивается посредством конфигурации изменяющихся просодических характеристик, одной из которых является интонационная выделенность, функция которой проявляется в том, что некоторые текстовые составляющие становятся более заметными, чем другие. Эта функция интонации помогает определять ключевые элементы текста, формирующие его информационный каркас. Так, интонационная структура может подчеркнуть семантическую значимость отдельных текстовых элементов и стать ориентиром в понимании информационной текстовой иерархии.
Таким образом, в результате исследования, во-первых, были установлены степени интонационной выделенности на уровне наименьшего семантического элемента – интонационной группы, а также рассмотрены просодические средства создания выделенности.
Во-вторых, наиболее частые сочетания просодических средств позволили выделить характерные паттерны, которые затем стали составными элементами интонационной модели текста.
В-третьих, анализ структуры мысленных предикатов позволил разделить весь текст на семантические составляющие, выполняющие определенную функцию в реализации общего коммуникативного замысла.
Как показало исследование, такие единицы имеют одинаковую интонационную аранжировку в различных текстах.