Я – успешный учитель! Формируем критерии успеха
Сегодня в образовательном пространстве формируется новый тип учителя, обладающего потребностью и готовностью решать сложные образовательные проблемы в условиях педагогического творчества и вариативности образования. Возникла необходимость в определении модели педагога новой формации с набором профессиональных компетенций, над разработкой которых в научно-педагогических и психологических кругах сегодня идет активная работа.
Оперируя понятием «педагог новой формации», сегодня в профессиональных кругах осознают, что за этим скрывается определенный круг реалий, которые и обсуждались на конференции-вебинаре, целью которой стало обеспечение возможностей для повышения профессиональной компетентности, самосовершенствования и самореализации педагогов и руководителей организаций образования.
На научно-методическое мероприятие были приглашены учителя СОШ, преподаватели учреждений СПО, заместители директоров по воспитательной, научной и учебно-методической работе, психологи и специалисты-практики, занимающиеся исследованиями в области работы со школьниками всех звеньев обучения.
Координатором конференции-вебинара выступил руководитель Школы педагогического искусства, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы (МАНВШ), академик Международной педагогической академии (МПА) Вячеслав Ильич Казаренков.
Конференция-вебинар была организована в очно-дистанционной форме: желающие лично принять участие в общении с академиком собрались в мультимедийной аудитории № 104 ЦМДО «Уникум» (на факультете русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН); остальные слушатели подключились к научно-методическому мероприятию через сеть Интернет с помощью специального сервиса для проведения вебинаров «Mirapolis Virtual Room». Технологии дистанционного общения, отработанные в РУДН на базе ЦМДО «Уникум», позволили всем участникам слышать и видеть друг друга, задавать и отвечать на вопросы.
В конференции-вебинаре 30 учителей-предметников приняли очное участие, к онлайн-трансляции подключились 64 слушателя как из школ-партнеров РУДН, так и образовательных учреждений, которые впервые стали налаживать контакты с нашим университетом.
В конференции-вебинаре активно участвовали педагоги и административно-управленческий персонал школ из таких городов и городских округов Московской области, как Павловский Посад, Видное, Луховицы, Троицк, Балашиха, Наро-Фоминск, Люберцы, Подольск, Дмитров, Можайск, Жуковский, Зеленоград, Электросталь, Орехово-Зуевский муниципальный район.
Среди участников вебинара были и магистры-психологи, решившие повысить уровень своих знаний в специализированной области и применить их во время прохождения практик в средних общеобразовательных учреждениях.
Координатор вебинара академик В. И. Казаренков ходе мероприятия детально рассмотрел со школьными учителями следующие группы критериев:
- педагогические критерии успешности учителя,
- психологические критерии успешности учителя,
- профессионально-личностные критерии успешности учителя.
Академик затронул также вопрос формального преподавания, при котором учитель не заботится о том, какой смысл для его учеников имеют те знания, которые он им сообщает, и не воспитывает надлежащего отношения к этим знаниям.
Присутствующие учителя посетовали, что документации, сопровождающей учебный процесс, становится все больше, огромное количество времени тратится на заполнение отчетных бумаг, и преподавание, действительно, иногда становится формальным.
В. И. Казаренков на это ответил, что с самых первых этапов обучения взаимодействие и сотрудничество учителя с учеником должно быть построено на уровне смыслополагающих и целеполагающих действий. Только такой порядок поможет преодолеть объектную логику освоения деятельности, принуждающую ученика к рутине зубрежки, к нетворческому учебному труду.
Говоря о профессионально-личностных критериях успешности учителя, академик В.И. Казаренков отметил, что специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима – эмоциональность, выразительность речи, творческое начало личности, организаторские способности, настойчивость и дисциплинированность, а также чувство юмора
Школьные учителя активно включились в работу конференции-вебинара и в ходе возникшей дискуссии пришли к выводу, что о работе учителя судят всегда по конечному результату, и чтобы избежать ошибок, важно регулярно анализировать свою деятельность, выявлять причины успешности и неуспешности своей работы. Поэтому проведение подобных встреч, а в условиях дефицита времени с применением онлайновых технологий, актуально и необходимо, чтобы в процессе обсуждения выявить критерии успешной и качественной работы учителя.
Несмотря на то, что некоторые участники впервые столкнулись с такой формой проведения конференции, в процессе вебинара им удалось освоиться с особенностями онлайн-общения, а многие оценили удобство такой формы научно-методического контакта, отметив при этом, что сегодня даже школы поселков и деревень Московской области технически очень хорошо оснащены.
По окончании конференции-вебинара участники позитивно отзывались о прошедшем общении, благодарили организаторов.
Запись конференции вебинара находится в свободном доступе на сайте проекта «Профильные классы РУДН» http://profile.rudn.ru/
Участникам конференции, присутствовавшим очно, были вручены сертификаты о прохождении вебинара и комплекты рекламно-информационных материалов РУДН.
7 февраля в РУДН состоялось очное заседание Международного экспертного совета (МЭС) – коллегиального совещательного органа РУДН, в состав которого входят выдающиеся деятели в области науки и образования. В ходе заседания сотрудниками РУДН были представлены наиболее перспективные направления развития Университета в контексте подготовки Стратегии развития РУДН на будущий период.
26 октября в Москве завершил свою работу Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Совет Проекта 5-100).
27 сентября состоялось очное заседания Международного экспертного совета (МЭС) – коллегиального совещательного органа РУДН, в состав которого входят выдающиеся деятели в области науки и образования. Тема заседания – результаты РУДН по реализации Программы повышения конкурентоспособности «5-100» в 2019 году и обсуждение стратегий дальнейшего развития университета.