Эскизы фасадов, наброски интерьеров, зарисовки костюмов, большой чертёж в подрамнике… Как студенты-ландшафтники дистанционно защищают творческие проекты - в интервью Татьяны Жуковой из АТИ РУДН
Татьяна Евгеньевна, что было самым тяжелым при переходе в онлайн?
По «Истории архитектуры» у меня были готовы все материалы, презентации, задания. Поэтому особой разницы при подготовке к занятиям я не заметила. Стало даже удобнее, потому что, когда показываешь слайды в аудитории, проектор может искажать цвета и детали. А тут – все перед глазами у каждого.
Так что при переходе в онлайн самое сложное было – начать. Было много вопросов технического характера. Хорошо, что мы тогда еще были в РУДН – во многом мне помогли разобраться компьютерщики АТИ.
Вы работаете с творческими студентами. Как на них повлиял переход «в цифру»?
Даже хорошие студенты сейчас могут столкнуться с трудностями. Им важно рабочее пространство, а сейчас некоторые жалуются, что лист А2 негде разложить. Кто-то вообще не может найти бумагу нужного размера и карандаши нужной мягкости. У кого-то не получается сделать качественное фото работы. Но абсолютное большинство находит возможности, а не оправдания. Вот недавно получила сразу несколько работ одного студента – оказалось, что он был на даче без Интернета, без больших канцелярских магазинов. Но все равно все сделал.
Как проходит онлайн-защита творческих проектов?
Мы изучаем историю архитектуры. У каждого студента – задача описать отдельный стиль – например, барокко. Нужно подготовить несколько рисунков зданий, их интерьеров, иногда – даже костюмов той эпохи. Это несколько видов работ: и графические эскизы, и чертежи, и фото. Обязательно надо сделать большой итоговый чертеж в подрамнике и оформить презентацию. Так было всегда – эти же задания остаются и сегодня. Только сейчас студенты защищают свой проект на онлайн-семинаре. Я включаю режим демонстрации экрана – все видят презентации и материалы, все слушают выступление отвечающего. Параллельно пишем в чат свои комментарии – право голоса есть у каждого участника. Потом мы включаем видео, чтобы были видны лица, обсуждаем работу. Микрофоны включаем по очереди – я выступаю своего рода модератором дискуссии. Все материалы и видеозапись потом доступны каждому.
Провести занятие – не такая проблема. Сложно оценить. Заметила, что дома психологически труднее выставлять оценки. Почему-то больше сомневаюсь и переживаю. В аудитории все-таки помогает реакция аудитории на ответы.
Вот мой муж тоже преподает архитектуру и тоже работает из дома. Но он делит дисциплину с коллегой. Говорит, что им легче, потому что есть возможность обсудить работу. Смеется, что сейчас они оценили пользу спора.
Как Вы обустроили рабочее место?
У нас с мужем есть стол с большим компьютером, сканером, принтером. Особенно много времени здесь провожу, если в расписании есть предмет «Рисунок и живопись». Здесь мы готовим материалы к занятиям, поэтому вокруг всегда много раскрытых книг, альбомов, распечаток, фотографий, чертежей… Это зона творческого беспорядка, которую оккупировал муж. Поэтому занятия я веду с ноутбука на своем туалетном столике. Это – полностью мое пространство.
Что думаете о возможности перехода полностью в онлайн-формат высшего образования?
По дисциплинам «История архитектуры» и «История градостроительства» можно преподавать дистанционно без потери эффективности занятия. А вот «Рисунок и графика» - нет, невозможно. Поставить руку, научить правильно сидеть, смешивать краски, выстраивать композицию можно только плечом к плечу. Хорошо, что этот предмет у нас прошел в первом семестре – мои студенты уже все это умеют.
По чему в РУДН особенно скучаете?
По творческой обстановке и по обратной связи от студентов. А еще скучаю по мелочам, которые помогали мне вести здоровый образ жизни. Раньше удавалось устраивать разгрузочный день – на работе хватало стакана гречки. А сейчас холодильник слишком близко.
Сначала кажется, что учиться дистанционно – легко, придумывать проекты – незамысловато. Нарисовал – выглядит эффектно, и всё. Но в процессе создания понимаешь, как много нюансов нужно учесть и согласовать. При этом это не значит, что онлайн занятия – это не интересно. На последних двух, к примеру, мы самостоятельно погрузились в искусство, анализировали картины художников, а потом делились в Microsoft Teams своими «находками» с одногруппниками и Татьяной Евгеньевной. Сейчас мы используем все возможности дистанционного обучения, предпочтение отдаем презентациям. В онлайне они воспринимаются чуть лучше, чем на паре, так как цвета изображений не искажаются из-за проектора. При защите творческих проектов проблем не возникает. Единственное, хочется видеть человека вживую.
Сегодня период, когда мы сидели дома, общались онлайн и не выходили никуда без маски и перчаток, стал для нас негативным воспоминанием. Но вирусные заболевания не уходят навсегда. Важно каждый день помнить об элементарных правилах профилактики, которые помогут предотвратить заражение гриппом, ОРВИ или коронавирусной инфекцией.