«Скучаю по моментам, когда видишь появление вопроса в глазах студента», - преподаватель РУДН Павел Давыденко
Павел Александрович, как Вы опишете свое стандартное занятие в режиме реального времени?
В основном, я включаю демонстрацию экрана для трансляции и пояснения графических и видеоматериалов. Однако некоторое время я уделяю, общаясь со студентами «face to face», и показываю наглядные конструкции из жизни по тематике предмета. К примеру, беру несколько развивающих игрушек Саши – моего сына – и показываю, как устроена зубчатая передача и как с ее помощью передается движение. Конструктор помогает пояснить принцип действия манипулятора промышленного робота и движения во вращательных кинематических парах. Раз меня видно, то надо и выглядеть достойно – для занятий я переодеваюсь. Вместе с дочкой Полиной мы наводим порядок на ее письменном столе – на время самоизоляции она мне его уступает после своих дистанционных уроков в школе.
Что нового открыли для себя при работе на удалёнке?
Обнаружил, что проводить индивидуальные и групповые онлайн-консультации – это очень эффективно и удобно. Время от времени у студентов возникают одинаковые вопросы. Во время очных занятий на эти вопросы приходилось отвечать каждому отдельно. Теперь можно сделать запись одной подробной консультации – и не надо повторять одно и то же.
А что самое сложное было при переходе на дистанционное обучение?
По «Теории механизмов и машин (ТММ)» у меня был готов электронный учебный курс в ТУИС. Лабораторный практикум я перенес в MS Teams – на этой платформе я встречаюсь с обучающимися на занятиях. Там оказалась очень удобная структура программного продукта: в команде есть общий канал, есть возможность создавать дополнительные подгруппы и давать им совместные задания.
До сих пор сложнее всего – сиюминутно оценить эффективность усвоения материала каждым обучающимся. Студенты по-разному подходят к подготовке к занятиям-видеоконференциям. Некоторые занимают позицию пассивного слушателя и занимаются своими делами, слушая лекцию через приложение на смартфоне.
Как Вы проверяете знания у студентов? Они выступают устно, делают проекты, презентации, чертежи?
Лекции, практические занятия, курсовой проект – это большой объём работы и для студентов, и для преподавателя. Основной упор сейчас – на самостоятельную работу: надо решить практические задания, сделать расчетно-пояснительную и графическую части в формате чертежей курсового проекта. Я формирую задания на эти работы в ТУИС и Microsoft Teams. Студенты выполняют работы в программах для проектирования конструкторской документации и присылают мне. Я проверяю и делаю замечания. Если нужна консультация – выходим в Teams. Если есть вопросы, требующие flash-ответа, то студенты пишут в WhatsApp вопрос и прикрепляют фото промежуточного варианта чертежа.
Cамыми яркими считаю ответы во время лекционных занятий и на разборе практических работ – именно они дают представление о степени усвоения теоретического материала. Каждую неделю обновляю баллы – важно, чтобы студенты видели свой прогресс.
На всякий случай готовлю сани летом, и уже сейчас прорабатываю методику проведения экзамена и защиты курсовых проектов в дистанционном формате. Беру за основу опыт организации защиты лабораторных работ, поэтому есть надежда провести итоговый контроль с высокой степенью валидности. Есть задумка использовать программный продукт «Колесо фортуны», который интересно было бы использовать при выборе обучающимся билета на экзамене. Я подсмотрел это у преподавателя китайского языка – начал изучать его вместе с Полиной. Также подумываю о формировании практических заданий в экзаменационных билетах в интерактивной форме с применением проблемных ситуаций.
Что помогает Вам сконцентрироваться при работе из дома? Какие советы по самодисциплине можете дать?
Работа в дистанционном формате может расхолаживать не только студентов, но и преподавателей. Сконцентрироваться действительно непросто – семья и домашние стены настраивают совершенно на другой лад. Однако как раз поддержка и понимание близких позволяет повысить самоотдачу, уйти на время в режим «worktime» и на 100% выложиться в период проведения занятий. Готовлюсь к занятиям, проверяю задания, отвечаю на письма и занимаюсь наукой ранним утром, поздним вечером и во время дневного сна детей.
Самодисциплина выходит на первый план. Как её укрепить? Необходимо быть честным и требовательным, в первую очередь, к самому себе, чтобы затем требовать того же от студентов. Стараюсь соответствовать этому принципу.
Может ли виртуальная лаборатория заменить реальную?
Необходимо помнить, что полностью дистанционное образование – это вынужденная мера. Есть, конечно, множество плюсов: не надо тратить время на дорогу в РУДН и обратно, можно использовать инструменты информационных технологий. Дистанционный формат удобен для проведения лекций и некоторых семинаров. Но есть и минусы, которые для инженерных направлений подготовки могут перечеркнуть все плюсы. Мне очень не хватает нашей лаборатории теории механизмов и машин. Я нашел неплохие видеоматериалы по работе механизмов. На лабораторных работах помогает бесплатное программное обеспечение для структурного, кинематического, динамического анализа (Universal Mechanism Lite, Linkage, DIADA, TMM Constructor).
Виртуальная лаборатория – это, в сущности, компьютерная модель реального места, в которой можно сформировать некоторые умения и навыки профессиональной деятельности. Обучающиеся могут наблюдать процессы и явления, трудноразличимые в условиях проведения опыта на лабораторной установке, понаблюдать за процессами, протекающими в реальности за доли секунд или за несколько лет.
В подобных лабораториях можно получить навыки исследования работы механизмов с точки зрения их кинематики и динамики, провести силовой анализ, получить умение проводить инженерный анализ результата проектирования конструкции механизма или его кинематической схемы. Однако виртуальный формат существенно сужает возможности практической подготовки: нельзя использовать многое оборудование, проводить занятия в специализированных условиях, ограничены производственные практики на предприятиях. Это существенно снижает эффективность формирования профессиональных компетенций инженеров.
По чему в университете особенно скучаете?
Скучаю по атмосфере РУДН в целом, по дням, насыщенным массой событий, по обмену мнениями с коллегами… Но главное – по живому общению с обучающимися. По тем моментам, когда видишь появление вопроса в глазах. Само название формы обучения – «очная» – говорит о возможности обучать, глядя в очи.
Самое сложное для инженера при онлайн-обучении – это практическое изучение материала. Из-за того, что мы находимся на дистанции с преподавателем, мы не можем рассмотреть более детально механизмы. Единственная альтернатива – придумывать новые подходы. Павел Александрович превратил простой детский конструктор в наглядный материал и дополнительно к схемам показал принцип действия манипулятора промышленного робота и движения во вращательных кинематических парах
На парах Павла Александровича присутствовать – одно удовольствие. Он проделывает большую работу, чтобы студентам на расстоянии не только объяснить, но и продемонстрировать работу сложных механизмов. Он использует уменьшенные динамические копии машинных конструкций, на которых демонстрирует работу механизма, показывает тематические фильмы, презентации. Каждую неделю нам дается практическое задание по вариантам. Например, в течение последних 7 дней мы работаем со своими плоско-рычажными механизмами, делаем их метрический синтез, строим план скоростей, план ускорений и кинематические диаграммы. Конечно, очное обучение не заменит ничто, но даже так материал усваивается хорошо, если преподаватель серьезно относится к своему делу.
Сегодня период, когда мы сидели дома, общались онлайн и не выходили никуда без маски и перчаток, стал для нас негативным воспоминанием. Но вирусные заболевания не уходят навсегда. Важно каждый день помнить об элементарных правилах профилактики, которые помогут предотвратить заражение гриппом, ОРВИ или коронавирусной инфекцией.