«Получить высшее образование — это не стрижку сделать», — Алексей Феста, старший преподаватель кафедры органической химии РУДН

«Получить высшее образование — это не стрижку сделать», — Алексей Феста, старший преподаватель кафедры органической химии РУДН

19 ноября — День преподавателя высшей школы в России. О карьере в химии, наглости и верных решениях — в интервью Алексея Алексеевича Фесты, к.х.н., старшего преподавателя кафедры органической химии РУДН.

Вспомните первые годы в преподавании — какие ошибки совершали?

Я преподаю с 2013 года, так что у меня юбилейный сезон. Когда вспоминаю первые семестры — понимаю, что я был слишком требовательным и бескомпромиссным. Мне казалось, что раз студенты поступили на химию — значит, все они хотят стать химиками. А это оказалось не так: у кого-то получалось в школе, и он подумал: «а почему бы и нет?», не имея представления о том, чем реально придется заниматься. У кого-то уже за первые курсы меняются интересы и приоритеты.

Чтобы понять, что не все видят себя в химии, что не все еще определились, у меня ушло время. Сейчас стал спокойнее.

Какие советы готовы дать тем, кто только начинает работать на кафедре?

Я делал конспекты перед всеми занятиями, и мне это помогло систематизировать материал. Так что готов советовать. До сих пор регулярно читаю учебники. Больше читать — хороший совет.

Что отличает отличного студента от просто хорошего?

 

Самоотдача. Самостоятельность. Инициативность.

 

Просто хороший студент выучит все, что было задано — от главы до главы. А отличному студенту будет этого мало. Он будет искать, ставить вопросы и находить ответы.

Как часто приходится сталкиваться с отталкивающими личными качествами студентов? Достаточно лишь просто передавать им профессиональные знания по химии?

Каждый преподаватель должен быть и воспитателем. Хороший преподаватель стремится передать все, что он может. И это не только про знания, но и про мировоззрение, этику.

Иногда приходится сталкиваться со студентами, которые прячут за фразой «наглость — второе счастье» откровенное хамство. И здесь важно показать, что наглость может строиться исключительно на прочном фундаменте знаний и навыков. Иначе это превращается не в счастье, а в глупость. А в профессиональной среде химиков глупость непростительна.

Должен ли преподаватель нравиться всем студентам?

 

Преподаватель — это не просто специалист. Это ролевая модель для многих молодых людей, будущих профессионалов. Завоевать их доверие непросто. Например, встречаются этакие нигилисты — у них развито критическое мышление, они нередко протестуют, многое не приемлют. Таким студентам сложно найти ориентиры. Часто это оказывается периодом взросления, а понимание мира через призму, сформированную в университете, приходит позже. Главное для преподавателя — не всем понравиться, а самому быть человеком и профессионалом.

Стоит ли бороться за тех, кому учеба дается сложно?

Бывает такое, что человек просто не на своем месте. И не потому, что он плохой, ленивый или глупый. Просто так получилось. Может, родители настояли поступить на физмат. Может, учитель слишком романтизировал химию в школе. Может, просто именно в Москву хотел попасть. Поэтому чем раньше студент поймет, кем он хочет себя видеть после университета, — тем лучше. Признаться себе в том, что химия — это «не мое». И поменять направление.

Бывает и такое, что студенту действительно нравится химия, но ему тяжело. В таком случае может быть полезна смена научного руководителя и/или изменение подхода к занятиям. Но решать, оставаться или бороться, все равно предстоит самому студенту.

В чем отличие преподавателя вуза от учителя в школе?

Главное отличие — в организации самостоятельной работы учеников. В школе человек не может не писать буквы или учить формулы. Дома он, по сути, повторяет материал, который прошли в классе.

В университете огромные массивы материалов остаются для самостоятельного изучения. Многие задачи не решаются в аудитории. Даются векторы, которые позволяют самостоятельно прийти к верным решениям. Для этого студенту необходимо приложить силы, уметь использовать собственный разум.

Вы преподаете многие дисциплины. Какая из них — любимая?

Люблю все что связано с органической химией! В ней объединены логика и творчество, наука и искусство.

Что Вас раздражает в работе преподавателем?

Мне не нравится отношение к работе преподавателя как к оказанию услуги. Ведь получить высшее образование — это не стрижку сделать: прийти, посидеть, оплатить, уйти красивым. В университет мало просто прийти и посидеть. Надо приложить много усилий, чтобы потом уйти профессионалом.

За 10 лет преподавания уже есть студенты, которыми Вы гордитесь?

Я всегда очень радуюсь, когда студенты принимают решение остаться в науке. Счастлив видеть своих выпускников среди сотрудников нашей кафедры. Вижу, что наше дело продолжается.

Многих выпускников вспоминаю с теплотой, со многими остаюсь на связи. Например, часто с теплотой вспоминаю Бэллу — студентку из Габона. Она провела замечательное, непростое исследование по синтезу нитрометилхроменов, аннелированных с различными гетероциклическими системами, отлично защитила диплом, вернулась домой и развивает там свою карьеру. Бэлла не только хороший специалист, но и очень приятный человек.

Алексей Алексеевич, Вы когда докторскую защищать будете?

(остается невозмутим)

 

Я на эту тему не рефлексирую. Материалы есть. Надо написать.

Фото: из личного архива Алексея Фесты.

Новости
Все новости
Образование
12 ноября
Студенты РУДН – призеры хакатонов по ИТ

От Москвы до Камчатки — география участников осенней школы по информационным технологиям. Более 50 студентов из вузов России встретились в Дубне, чтобы ближе познакомиться с Объединённым институтом ядерных исследований (ОИЯИ). А студенты РУДН заняли 2 место на двух хакатонах.

Образование
30 октября
5 минут на доклад: идеи студентов-медиков – лучшие на Менделеевском съезде

Двое студентов РУДН вошли в число победителей на «Международной молодежной мастерской по медицинской химии». Конференция прошла во время Менделеевского съезда и объединила студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры из ведущих вузов России и стран зарубежья.

Образование
29 октября
Анатомия – сложно? Не для студентов РУДН!

За победу в анатомической олимпиаде «От Везалия к „Пирогову“» сразились 26 команд из России, Африки и Индии. Студенты «Лечебного дела» РУДН с большим отрывом забрали 1 место.