В РУДН обсудили вопросы дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью
«Цель конференции — это определить пути развития системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Сегодня особую актуальность приобретают вопросы психологического и профессионального сопровождения детей с детей с особыми образовательными потребностями. Только опираясь на возрастно-психологические и индивидуально-психологические особенности каждого ребенка и подростка, мы сможем создать наиболее эффективную систему образования для этой категории граждан. Первоочередные задачи — это повышение психологической компетентности педагогов и родителей по вопросам обучения детей с ОВЗ, создание индивидуального образовательного маршрута и профессиональная адаптация детей с ОВЗ и инвалидностью», — Юрий Зинченко, Президент Российской академии образования.
«Все больше детей приходят в образовательные организации — даже те, кого ранее называли необучаемыми. Многим из них в силу физических возможностей трудно приобретать академические компетенции, быть рядом со сверстниками в обычной школе, но каждый ребенок может быть талантлив и задача родителей, педагогов помочь развить таланты и способности каждого ребенка. Дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью зачастую влияет на будущий выбор профессии. Именно в системе дополнительного образования дети видят результаты своего труда и творчества, могут почувствовать себя успешными, какими бы серьезными ни были трудности в их развитии и здоровье. Наша задача не только обозначить актуальное состояние системы дополнительного образования и ключевых проблем, но и определить варианты решения этих проблем», — Владимир Филиппов, Президент РУДН.
О проблемах и успешных практиках организации дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью, которые существуют в субъектах РФ, рассказала Мария Симонова, директор Учебно-научного института сравнительной образовательной политики РУДН. В течение двух лет РУДН реализовывал проект «Экспертно-консультационное сопровождение деятельности субъектов РФ в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». За время проекта ученые и практики провели 15 вебинаров, которые собрали более 15 тысяч слушателей из всех субъектов России. Эксперты РУДН провели 50 выездных мониторингов в субъекты РФ.
«Задача проекта — обеспечить организационно-методическое сопровождение и способствовать развитию дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в субъектах РФ. Проект был направлен на то, чтобы понять, в каком состоянии находится дополнительное образование для детей с ОВЗ и инвалидностью в регионах, какие трудности существуют, с чем сталкиваются педагоги, власти на местах при обеспечении доступности дополнительного образования детей с особыми образовательными потребностями. Определенные трудности практически в каждом субъекте повторялись. В помощь педагогам мы разработали 10 методических рекомендаций по разным направлениям», — Мария Симонова.
В результате работы над проектом, как отмечают организаторы, выяснилось, что необходимо готовить квалифицированные кадры в системе дополнительного образования, работать с педагогами, у которых существуют психологические барьеры при работе с детьми с проблемами в развитии, необходимо повышать архитектурную доступность учреждений дополнительного образования.
Конференция объединила представителей региональных органов власти. Практикой организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью в Кузбассе поделилась заместитель Министра образования и науки Кузбасса Любовь Голубицкая. О доступности дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях региона рассказала Министр образования и науки Хабаровского края Виктория Хлебникова.
Участники конференции из Хабаровского и Краснодарского края, Волгограда поделились опытом подготовки специалистов для системы дополнительного образования, рассказали об особенностях разработки и адаптации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью. О реализации программ дополнительного образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью в системе среднего профессионального образования рассказала директор Салаватского колледжа образования и профессиональных технологий Зулфия Ишембитова. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интернат № 1 им. К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга Ирина Евланова продемонстрировала участникам программу «Методический конструктор», при помощи которой более 100 преподавателей адаптировали дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ и инвалидностью.
В ближайшее время будет утверждена новая Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года. С презентацией проекта выступила Оксана Гончарова, директор Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий.
«Проект сейчас находится на согласовании в Правительстве РФ и в ближайшее время будет отправлен для работы и руководства к действию. Один из главных ожидаемых результатов — это охват дополнительными общеобразовательными программами не менее 82 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Также ожидается реализация модели адресной работы с детьми с разными познавательными возможностями и потребностями. Должны быть созданы и оснащены современным оборудованием новые места для реализации дополнительный общеразвивающих программ», — Оксана Гончарова.
Во второй день конференции, 2 декабря, будет организован круглый стол «Профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в системе дополнительного образования». Будет запущена работа секций и мастер-классов с презентацией практик по организации дополнительного образования детей с нарушениями слуха, зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллектуальными нарушениями.
Справочно:
Проект и конференция «Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации» реализован РУДН по заданию Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
От Москвы до Камчатки — география участников осенней школы по информационным технологиям. Более 50 студентов из вузов России встретились в Дубне, чтобы ближе познакомиться с Объединённым институтом ядерных исследований (ОИЯИ). А студенты РУДН заняли 2 место на двух хакатонах.
Двое студентов РУДН вошли в число победителей на «Международной молодежной мастерской по медицинской химии». Конференция прошла во время Менделеевского съезда и объединила студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры из ведущих вузов России и стран зарубежья.
За победу в анатомической олимпиаде «От Везалия к „Пирогову“» сразились 26 команд из России, Африки и Индии. Студенты «Лечебного дела» РУДН с большим отрывом забрали 1 место.