Всероссийское совещание по итогам проведения всероссийской олимпиады школьников в 2018 году прошло в РУДН
Совещание открыл ректор РУДН, академик РАО Владимир Филиппов. В своем приветственном слове он подчеркнул высокую роль олимпиадного движения: «За этим стоит, может быть, даже будущее нашей страны». Сейчас государство ставит задачу, чтобы талантливые иностранные выпускники отечественных вузов оставались в России, а не уезжали работать за рубеж.
Ректор представил опыт РУДН по привлечению лучших олимпиадников, для которых университет обеспечивает ряд преференций – от предоставления общежития и выплаты повышенных стипендий до возможности изучать иностранные языки по программе «Переводчик» на бесплатной основе. Также Владимир Филиппов рассказал о проведении олимпиад на территории зарубежных стран как инструменте поиска и привлечения одаренных детей в Университет.
С основным докладом на совещании выступила начальник отдела Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Елена Постульгина. Она поблагодарила РУДН и лично Владимира Филиппова за огромный труд, проделанный в прошлом учебном году в качестве оператора всероссийской олимпиады школьников. Постульгина отметила, что выявление одаренных детей – это одно из направлений, которое поддержано Президентом и Правительством Российской Федерации.
Вершина олимпиадного движения школьников - международные олимпиады. В этом году таких олимпиад было шесть, где представители России завоевали 27 медалей (17 – золотых, 8 серебряных и 2 бронзовых). В наших сборных командах были представители Москвы, Петербурга, Республики Татарстан, Пермского края, Вологодской, Челябинской Кировской и Новосибирской областей. Каждый участник привез медаль.
В 2017/18 учебном году в олимпиадах разных уровней приняли участие более 16 млн школьников. Чтобы попасть в международную сборную надо было успешно пройти несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Олимпиады проходят по 24 общеобразовательным предметам и это самое массовое соревновательное мероприятие, в которое вовлечены школьники.
В свою очередь директор Института непрерывного педагогического образования РУДН Андрей Ершов представил участникам совещания подробные статистические данные относительно числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2017-2018 годах.
Опираясь на конкретные цифры, Ершов проанализировал проблемные вопросы олимпиадного движения и выдвинул ряд предложений по совершенствованию системы подготовки заданий и критериев оценивания и подведения итогов всероссийской олимпиады. В частности, по мнению Ершова, в разработке заданий должны участвовать специалисты в области педагогических измерений. Кроме того, требуется создание информационной системы, которая бы обеспечила сбор и статистическую обработку данных о результатах проведения всероссийской олимпиады школьников. Это сможет создать ресурс для работы Центральной предметно-методической комиссии. Также необходимо обеспечить условия для дистанционного обучения и консалтинга авторов олимпиадных заданий школьного и муниципального этапов.
Член Центрального организационного комитета всероссийской олимпиады школьников Иван Ященко обратил внимание на аспекты, связанные с нормативной базой, относящейся к проведению олимпиад. Нормативная база должна быть переосмыслена с точки зрения традиций, современных технологий и роли олимпиады.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы-интерната Удмуртской республики «Республиканский лицей-интернат» Дарья Кравчук рассказала об опыте проведения олимпиады в Удмуртской республике. Она отметила, что в регионе функционирует сеть образовательных организаций, реализующих программы работы с одаренными детьми. В 2018 году в заключительном этапе олимпиады участвовало 149 обучающихся 7-11 классов по 22 общеобразовательным предметам. Диплом победителя получили 10 человек, дипломы призеров – 80. Удмуртская республика стабильно входит в число субъектов Российской Федерации, занимающих ведущие позиции по числу победителей и призеров заключительного этапа олимпиады.
Заведующая центром олимпиад Центра образования «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных» Екатерина Зуева рассказала, что в Санкт-Петербурге реализовано разделение подготовки одаренных школьников к участию в олимпиадах разного уровня и организация этих олимпиад.
«С моей точки зрения, это очень важно, потому что делает работу жюри независимой, прозрачной для общественности, и вопросов у родителей, что готовят одни и те же, и оценивают одни и те же, не возникает никогда. Эти функции жестко разделены», – подчеркнула Зуева.
Участники пленарного заседания подняли широкий круг вопросов, связанных с организацией и проведением различных этапов всероссийской олимпиады школьников.
От Москвы до Камчатки — география участников осенней школы по информационным технологиям. Более 50 студентов из вузов России встретились в Дубне, чтобы ближе познакомиться с Объединённым институтом ядерных исследований (ОИЯИ). А студенты РУДН заняли 2 место на двух хакатонах.
Двое студентов РУДН вошли в число победителей на «Международной молодежной мастерской по медицинской химии». Конференция прошла во время Менделеевского съезда и объединила студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры из ведущих вузов России и стран зарубежья.
За победу в анатомической олимпиаде «От Везалия к „Пирогову“» сразились 26 команд из России, Африки и Индии. Студенты «Лечебного дела» РУДН с большим отрывом забрали 1 место.