Эксперт Хаджимурад Белхароев раскрыл проблемы экспорта российского угля
В течение последних 10 лет добыча угля имеет тенденцию поэтапного роста. Страны ЕС, увлекшись идеей зеленой энергетики, поэтапно сокращали потребление угля, в то же время Китай и Индия наращивали объемы потребления. В 2023 году ожидается увеличение использования каменного топлива: на 3,5% — Китай, 5% — Индия.
Производству угля руководством страны уделяется особое внимание, создание своевременных правовых и экономических условий — необходимый стимул развития отрасли, который отражается в ежегодной добыче в миллионах тонн: 2013 — 352, 2014 — 359, 2015 — 374, 2016 — 385, 2017 — 411, 2018 — 439, 2019 — 441, 2020 — 402, 2021 — 440, 2022 — 443,6.
По данным Росстата с января по сентябрь 2023 года добыто 315 млн. тонн угля, что является сопоставимым результатом с предыдущим периодом времени.
После внушительного экспорта угля в 2021 году 227 млн. тонн из-за ограничительных мер, введенных против нашей страны, в 2022 году поэтапно происходит смена импортеров. Отечественный бизнес стал расширять взаимодействие с дружескими странами Азии, в которых есть перспектива роста. В результате отказа стран ЕС покупать российский уголь в 2022 году экспорт снизился на 7,5% и составил 210,9 млн. тонн. Возросшее внутреннее потребление на 12,2% компенсировало производителям экспортные потери.
В страны ЕС в 2021 году продано 48,75 млн. тонн угля. За аналогичный период в Китай поставлено 53 млн. тонн. В 2022 году Китай нарастил импорт угля на 11,2%, достигнув объем 59,52 млн. тонн. Поставки в Индию возросли на 147,8%, в общем объеме 16,7 млн. тонн. Потребность рынка КНР в Российском угле более 100 млн. тонн, поэтому произойдет перераспределение в сторону Азиатского рынка.
Для увеличения поставок на рынки стран Азии и Дальнего Востока руководством страны инициированы работы по расширению пропускных возможностей Транссибирской железной дороги. В ходе проведения мероприятий подвигнутся модернизации отгрузочные терминалы, при необходимости построены новые морские терминалы, порты, предназначенные для отгрузки угля.
Учитывая, что спрос на нефть и газ в последние годы имеет специфику постоянного роста, уголь на мировых товарных рынках будет востребован, его стоимость поэтапно продолжит рост. Для завоевания новых рынков отечественным компаниям приходится менять логистические маршруты поставок, осваивать новые рынки, использовать бонусные механизмы при организации экспортных работ — это мировая практика захода и освоения нового рынка. С освоением рынка поэтапно дисконт уменьшается, рынок приобретает общемировую цивилизованную рыночную практику. В убыток себе бизнес не работает. Учитывая, что все издержки компенсируются объемами экспортных поставок и возросшей ценой на уголь, доходность компаний будет приличная, понижение финансовой доходности не ожидается.
Хаджимурад Белхароев,
доцент программы «Международная экономическая безопасность», института мировой экономики и бизнеса РУДН.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.
Послы российского образования и науки встретились на конференции в РУДН. Они обсудили, как могут повысить узнаваемость российских вузов и научных организаций в мире, увеличить количество иностранных обучающихся в России.
РУДН подвел итоги специальной стипендии «RUDN International Scholarship». По итогам конкурсного отбора были определены 20 победителей, которые получат единовременную выплату в размере 55 000 рублей на человека.