Ресурсные центры: организация учебного процесса в школе «Аль-Ассея» в Сирии
В онлайн-мероприятии принял участие Игорь Ганьшин — директор Департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. Он отметил, что реализация проекта на базе школы «Аль-Ассея», осложненная языковым барьером и ограничениями, связанными с пандемией коронавируса, требует принятия нестандартных решений как в ходе сопровождения проекта, так и в процессе обучения школьников. Весенний семестр должен стать не только периодом апробации, но и реализации учебных планов. В этой связи представляется важным перед началом учебных занятий реализовать очный формат взаимодействия представителей Консорциума ведущих университетов России с учащимися и преподавателями ресурсного центра в Сирии.
«Обучение русскому языку учащихся школы „Аль-Ассея“ состоит из двух частей — основной программы и внеучебной деятельности. В процессе обучения уровень владения русским языком у школьников с нулевого достигнет уровня В1, необходимого для поступления в российские университеты. В ходе курса учащиеся получат навыки научного стиля речи по двум профилям: медико-биологическому и инженерно-техническому. Внеучебная деятельность включает участие школьников в кружках и разговорных клубах. Организация образовательного процесса будет осуществляться путем предоставления доступа к учебным программам на платформе РУДН», — Наталья Поморцева, декан Факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН.
О возможностях участия учащихся школы «Аль-Ассея» в открытой Олимпиаде РУДН для иностранных граждан рассказала Екатерина Мартина — директор Департамента по развитию международной проектной деятельности РУДН. Она подчеркнула, что в 2020 году Российский университет дружбы народов запустил олимпиаду по математике, информатике, физике, химии, биологии, обществознанию в онлайн-формате. 1 марта открылся информационный этап и регистрация на Олимпиаду РУДН для иностранных граждан. Регистрация закрывается 19 марта, а I этап Олимпиады пройдет с 22 по 30 марта.
На сайте Университета размещен модуль онлайн-тестирования с демоверсией тестовых заданий. В режиме подготовки каждый участник может выполнять задания без ограничения по времени.
Максим Силаев — заместитель начальника Управления социальной и воспитательной работы НИУ «МЭИ» подвел итоги прошлого учебного года и рассказал о планах в новом году. Он отметил, что, несмотря на сложности в коммуникации, которые возникали на начальном этапе, преподаватели МЭИ смогли успешно реализовать учебный курс.
Марина Мазурина, директор университетского лицея № 1511 предуниверситария НИЯУ «МИФИ» поделилась опытом и планами по организации учебного процесса в школе «Аль-Ассея»: «Первым шагом должно стать утверждение тем типовых задач российского ЕГЭ по математике. После преподаватели МИФИ смогут приступить к проведению мастер-классов в онлайн-формате. Для лучшего освоения предмета занятия будут проходить на русском языке с переводом на арабский».
Как готовится физтех к проведению опытов по физике в онлайн-формате, мастер-классов, а также олимпиады и инфотуров «Профессия будущего» в 2021 году для учащихся Частной школы «Аль-Ассея» рассказала Инна Нижник — начальник Подготовительного отделения для иностранных граждан НИУ «ФИЗТЕХ».
Виктор Краснощеков — директор Высшей школы международных образовательных программ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого в своем выступлении подтвердил, что преподаватели СПбПУ готовы проводить регулярные занятия по химии на арабском языке. Они подготовили инструкции для создания видеороликов с проведением опытов, в которых используются продукты и средства бытовой химии.
О возможностях участия учеников ресурсной школы «Аль-Ассея» в Олимпиаде «ГАЗПРОМ» рассказала Александра Килина — начальник Подготовительного отделения для иностранных обучающихся СПбГЭТУ «ЛЭТИ».
Лучшим кейсом организации учебного процесса для учеников ресурсных центров признали опыт Алтайского государственного университета. Роман Райкин — проректор АлтГУ по развитию международной деятельности — продемонстрировал размещенные на Открытом образовательном портале Алтайского госуниверситета учебные материалы по биологии на арабском языке. Он подтвердил намерение Алтайского государственного университета обеспечить индивидуальное и профориентационное сопровождение, научное руководство и помощь в подготовке к вступительным испытаниям всем школьникам, желающим поступить в российские университеты.
В заключительном докладе Надежда Попова — директор Центра международного сотрудничества МГТУ «Станкин» выразила большое желание всего коллектива университета СТАНКИН о скорейшем вхождении в проект развития Ресурсных центров за рубежом. На сегодняшний день университет готов передать для учащихся школы «Аль-Ассея» прописи по русскому языку в количестве 100 экземпляров, провести цикл занятий по русскому языку в объеме 100 часов и помочь в организации участия школьников в Олимпиаде по русскому языку, которая пройдет в Сирии в конце марта.
Подводя итоги совещания, модератор мероприятия Лариса Ефремова подчеркнула, что задачи, поставленные перед Консорциумом ведущих вузов, в части реализации проекта развития ресурсных центров за рубежом, выполнимы.
Справочно
Проект «Ресурсные центры российского образования за рубежом» стартовал в 2019 году. Приоритетная задача проекта — отбор и подготовка талантливых школьников к поступлению и обучению в российских университетах через углубленное изучение общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика, астрономия и другие) на русском языке. Преподают в ресурсных центрах эксперты ведущих университетов России, объединившихся для реализации этой цели в Консорциуме. На сегодняшний день создано и успешно функционируют семь ресурсных центров на базе общеобразовательных школ Болгарии, Киргизии, Монголии, Молдовы, Сирии, Таджикистана и Турции.
Финал первого конкурса Россотрудничества «За русский!» состоялся в РУДН. 24 октября стали известны имена 30 сильнейших бакалавров-филологов, которые отправятся на месяц на стажировки в 10 стран. Среди победителей — 4 студента филологического факультета РУДН. Они поедут в Армению, Египет, Иорданию и Турцию.
В формате ВКС на базе РУДН прошло рабочее совещание
с российскими вузами-участниками СУ БРИКС по вопросу Международной олимпиады БРИКС.
По итогам конкурсного отбора кандидатов на получение специальной стипендии «RUDN TOP STUDENT MOBILITY», состоявшегося в период с 30.09.2024 г. по 31.10.2024 г., были определены 26 победителей, каждый из которых получит единовременную выплату в размере 55 000 рублей.