РУДН и ФосАгро провели международную школу по управлению почвенным плодородием
Международная школа «From soil fertility management to sustainable agriculture» состоялась на базе аграрно-технологического института РУДН. Её слушателями стали 60 человек из партнерских университетов стран БРИКС: Китая, Ирана, Индии, России, Египта и ЮАР.
В 2024 году РУДН начал сотрудничать с компанией «ФосАгро», одним из крупнейших мировых производителей фосфорсодержащих удобрений. Вместе они продвигают среди студентов стран БРИКС устойчивое сельское хозяйство и бережное отношение к окружающей среде. Школа «From soil fertility management to sustainable agriculture» — первый и один из важнейших проектов программы стратегического взаимодействия.
Этот уникальный проект — отличная возможность для талантливых исследователей из стран БРИКС бросить вызов таким глобальным проблемам, как защита окружающей среды, изменение климата, сохранение биоразнообразия. Уверен, что, проведя Международную школу БРИКС в области устойчивого сельского хозяйства, мы закладываем прочный фундамент для подготовки первоклассных специалистов в области агрохимии, агропочвоведения и агроэкологии.
Партнёрство РУДН и ФосАгро — пример эффективного объединения усилий бизнеса, науки и образования. Уже запланирован целый ряд масштабных мероприятий, направленных на поддержку молодых ученых и будущих практиков, что станет важным вкладом в подготовку первоклассных специалистов и исследователей в области агрохимии, агропочвоведения и агроэкологии.
В совместных планах РУДН и ФосАгро организовать междисциплинарные открытые онлайн-курсы, образовательные программы, международные студенческие школы, включая школу «From Soil Fertility Management to Sustainable Agriculture», сетевой научный семинар с привлечением университетов Африки, Ирана, Китая, Латинской Америки, стран БРИКС и ШОС.
Задача сельского хозяйства в ближайшие десятилетия будет заключаться в том, чтобы устойчиво удовлетворять растущий мировой спрос на продовольствие. Снижение плодородия почв и неправильное использование питательных веществ для растений усложняют эту задачу. Компетенции коллег из РУДН и компании ФосАгро в этом отношении особенно уникальны, так как они формируют комплексный подход к управлению питательными веществами растений для поддержания и улучшения состояния почв.
Академические партнеры школы: Сетевой университет БРИКС, Национальный институт питания (Индия), Керманский университет (Иран), Тегеранский университет (Иран), Аграрный университет Циндао (Китай), Университет Претории (ЮАР).
Лекторами и руководителями образовательных модулей школы выступили специалисты вузов:
- Д-р. Мейсам Заргар (РУДН);
- Д-р. Елена Пакина (РУДН);
- Д-р. Кезимана Парфэ (РУДН);
- Д-р. Мохамед Реза Нагави (Университет Тегерана);
- Д-р. Гасем Мохамадди Неджад (Университет Кермана, Иран);
- Д-р. Навина Махешвараппа, (Национального институт питания, Индия).
Устойчивое сельское хозяйство — это концепция, которая подразумевает использование ресурсов таким образом, чтобы обеспечить долгосрочное производство сельскохозяйственной продукции без ущерба для окружающей среды и будущих поколений. Мы знакомим студентов с различными подходами и опытом стран в решении этих вопросов, но и для нас, как лекторов, выстраивание международных коллабораций очень полезно.
Наша цель — предоставить участникам доступ к передовым технологиям и методам управления плодородием почв, которые помогут им стать более конкурентоспособными на рынке труда, особенно в странах, являющихся для РУДН приоритетными.
Школа проходила в формате теоретического и вводного обучения. В течение месяца студенты изучали:
- технологии повышения плодородия почв и управления водными ресурсами;
- агролесоводство;
- методы рационального применения удобрений;
- международные тенденции цифрового сельского хозяйства;
- социальные аспекты аграрной политики.
В ЮАР существует ряд проблем, связанных с управлением почвенным плодородием, такие как эрозия и истощение почв из-за чрезмерного использования удобрений и пестицидов. В рамках школы мы познакомились с новыми технологиями и методами управления плодородием почв и вызовами, стоящими перед устойчивым развитием сельского хозяйства в разных странах. Этот опыт поможет мне при разработке собственных проектов.
Сегодня при росте численности населения сокращается количество посевных площадей в мире. Из-за интенсификации аграрного производства, внесения большого количества химических пестицидов и агрохимикатов происходит деградация земель. Отдельной проблемой становится малая пригодность территорий ряда стран для производства сельскохозяйственных культур из-за жаркого климата и отсутствия достаточных водных запасов.
В качестве эффективных методов управления почвенным плодородием, которые помогут решить проблемы устойчивого сельского хозяйства, слушателям школы рассказали:
- о биологизации аграрного производства;
- о поддержании активности почвенной микробиоты;
- о создании стрессоустойчивых сортов.
Школа завершилась защитой проектов. Участники в группах подготовили работы, посвященные перспективным решениям и предложениям по устойчивому сельскому хозяйству стран БРИКС, включая городское сельское хозяйство, агробиотехнологии, а также развитие сельского хозяйства в различных почвенно-климатических зонах. Все слушатели школы получили международные удостоверения ДПО РУДН.
25 победителей Indonesian International Student Mobility Awards 2024 завершили обучение на программе “Sustainable Urban Development and Climate Action”, реализованной на базе института экологии РУДН.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.
Послы российского образования и науки встретились на конференции в РУДН. Они обсудили, как могут повысить узнаваемость российских вузов и научных организаций в мире, увеличить количество иностранных обучающихся в России.