Студенты из стран БРИКС+ считают образование, культуру и медиа приоритетными областями гуманитарного сотрудничества в объединении
Идеи отражены в проекте Декларации по развитию гуманитарного сотрудничества в молодёжной среде стран БРИКС. Ее приняли участники Международного культурно-просветительского форума молодёжи и студентов из стран БРИКС в РУДН. Предложения в итоговый документ внесли 404 человека из 45 государств. 328 из них представляют страны-члены БРИКС+.
Цивилизованность определяется не лозунгами, а именно в отношении к другим странам. БРИКС — прекрасная площадка для утверждения более справедливых подходов в международных отношениях. Цифровой суверенитет, национальная идентичность в цифровом пространстве, как и национальный культурный код, роль языка и литературы — все это важные параметры для развития каждой из наций, которые вы представляете.
Президент России поставил задачу по увеличению количества иностранных студентов в наших вузах. И ребят из стран БРИКС мы, безусловно, хотим видеть в наших высших учебных заведениях. Надеемся, что участники сегодняшнего форума станут своего рода амбассадорами и народными послами России, которые в своих странах будут рассказывать о нашей экосистеме образования, молодежной политики, культуре и возможностях для саморазвития. Я уверена, что эта площадка позволит построить новые мостики дружбы между молодежью, между нашими странами в целом.
За годы существования БРИКС зарекомендовал себя как эффективная площадка взаимодействия государств-единомышленников, которые разделяют веру в многополярность, выстраивают взаимодействие на принципах суверенного равенства, уважительного диалога и консенсуса. Молодежь играет особую роль в наведении «мостов» между народами БРИКС в плане сохранения традиций и культурно-исторического наследия своих стран.
Большая часть инициатив — 23,6% — связана со стимулированием образовательных программ и обменов. Молодёжь БРИКС+ выступает за увеличение долгосрочных и краткосрочных программ академической мобильности, развитие программ двойных дипломов, проведение международных молодёжных профильных смен в лагерях, создание грантовых и менторских программ для поддержки местных молодёжных инициатив по экологическим, социальным и культурным аспектам.
«Мы выступаем за содействие на взаимной основе расширению преподавательских и студенческих обменов между высшими учебными заведениями государств-участников БРИКС, в том числе с применением современных информационных технологий дистанционного обучения и распределения баз данных. Мы одобряем необходимость разработки механизмов сотрудничества стран БРИКС в области цифрового образования в качестве стратегически важной цели развития образования на пространстве БРИКС», — говорится в проекте Декларации.
На втором месте — 20% предложений — развитие культурного сотрудничества. Участники считают, что университетам стран БРИКС нужно увеличивать количество образовательных программ, направленных на изучение культуры, истории и языков объединения. Развивать этнокультурный, гастрономический и молодёжный туризм, открывать культурные центры БРИКС в странах-участницах.
«Мы предлагаем возложить ключевую роль в формировании и сохранении культурной идентичности народов пространства БРИКС на культурно-просветительские проекты в сотрудничающих университетах государств-членов БРИКС. Именно проекты в сфере культуры, исследующие и продвигающие материальное и нематериальное культурное наследие, исторические и культурные артефакты, обычаи и традиции, предлагающие новые формы взаимодействия образовательных и культурных институций (музеев и университетов), обладают потенциалом сохранения культурной идентичности в условиях стремительно меняющегося мира», — отмечается в тексте Декларации.
13,2% представителей молодёжи из стран БРИКС выступают за развитие цифровых образовательных и медиаплатформ объединения. В частности, речь идёт о создании платформ для обмена информацией о молодёжных инициативах и мероприятиях в странах БРИКС.
«Мы признаем ключевую роль молодёжи государств-членов БРИКС в продвижении идей многообразия и взаимопонимания, так как она способна адаптировать современные методы коммуникации и технологии для популяризации культурных обменов и социальных инициатив. Использование инновационных технологий и цифровых платформ позволяет создавать новые форматы для общения и взаимодействия. Это помогает в более доступном и увлекательном формате доносить идеи о многообразии путей и направлений сотрудничества», — говорится в тексте Декларации.
10% предложений связаны с участием молодёжи в гуманитарных проектах. Студенты предлагают создать молодёжный хаб стран БРИКС для обсуждения и решения общих вопросов на пространстве объединения — например, вопросов управления рисками или проблем здравоохранения. В рамках этого направления сотрудничества молодёжь БРИКС считает необходимым продвигать темы инклюзивности.
На пятом месте — 9% предложений — участие молодежи в проектах по устойчивому развитию и инновациям. Студенты предлагают наращивать поддержку стартапов и современных технологий, привлекать молодёжь к разработке инновационных решений для достижения целей устойчивого развития.
Также среди инициатив — расширение волонтерского движения, поддержка научных исследований и предпринимательства среди молодёжи из стран БРИКС.
На форуме с приветственным словом к студентам обратились Константин Косачёв, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания России, Ольга Петрова, заместитель Министра науки и высшего образования России, Сергей Рябков, заместитель Министра иностранных дел России, шерпа России в БРИКС, Павел Шевцов, заместитель руководителя Россотрудничества, Джос Роберт, Атташе по образованию Посольства Республики Индия в России, и Владимир Филиппов, президент РУДН.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.
Послы российского образования и науки встретились на конференции в РУДН. Они обсудили, как могут повысить узнаваемость российских вузов и научных организаций в мире, увеличить количество иностранных обучающихся в России.
РУДН подвел итоги специальной стипендии «RUDN International Scholarship». По итогам конкурсного отбора были определены 20 победителей, которые получат единовременную выплату в размере 55 000 рублей на человека.