Мечтал быть футболистом, 4 года учился на инженера, а решил стать исследователем истории международных отношений: Мохамед Абдель, преподаватель РУДН из Судана
Летом в библиотеке иностранной литературы состоялась презентация проекта «Афротека». В дискуссии участвовал Мохамед Абдель из Судана, ассистент кафедры истории России РУДН.
Твои первые впечатления, когда ты приехал в Россию?
У меня был культурный шок. Я не знал язык, меня пугала холодная погода. Еще я боялся, что не смогу найти друзей, не пойму русские традиции и обычаи. Процесс адаптации был сложным и казался непреодолимым. Хотел бросить все и уехать домой. Но благодаря моим землякам и преподавателю по русскому языку я сумел преодолеть этот этап.
Какое блюдо русской кухни ты приготовил бы на праздник?
Винегрет — одно из любимых блюд. Я научился готовить его по своему рецепту, без моркови и соленых огурцов. Добавляю побольше свеклы, картошку, красный лук, вареные яйца, немного чеснока и острого перца. Вместо гороха кладу кукурузу и заправляю сметаной.
Назови города России, в которые хотелось бы вернуться и почему?
Я ездил несколько раз на олимпиаду по русскому языку в Екатеринбург и Нижний Новгород. С большим удовольствием вернулся бы туда. В Екатеринбурге мне запомнился Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Нижний Новгород поразил красотой — город на слиянии двух великих рек Волги и Оки. Я возвращался туда в 2018 году на чемпионат мира по футболу.
Просто любишь футбол или успеваешь играть?
В детстве я мечтал быть профессиональным футболистом. В России я болею за «Спартак» и «Рубин». Каждую субботу мы играем в футбол с друзьями и коллегами из университета.
Опиши маршрут в Москве, по которому ты захотел бы прогуляться в воскресенье?
Воскресенье — это день отдыха, спорта и встреч с друзьями. Мне нравится маршрут от Китай-города до Третьяковской галереи. Я наслаждаюсь красотой старинных архитектурных сооружений, иду по Москворецкому мосту в сторону тихих и старых улочек, иногда захожу в Третьяковскую галерею. Экспозиции музея впечатляют своим масштабом. Среди моих любимых художников Иван Шишкин, Василий Суриков, Илья Репин, Виктор Васнецов.
Когда ты понял, что хочешь стать историком?
Когда учился на подготовительном факультете в Вятском государственном университете. Я благодарен преподавателю по русскому языку Надежде Ивановне Комаровой, которая обучала нас не только грамотно и красиво говорить, но и давала нам познавательную информацию по истории. Мне было интересно! С тех пор я начал всерьез заниматься наукой.
Расскажи, как ты оказался в РУДН?
4 года я учился на инженера, затем окончил магистратуру по менеджменту в ВятГУ в Кирове, но мечтал поступить в РУДН. В 2020 году поступил в аспирантуру на кафедру истории России. Сейчас пишу диссертацию под руководством профессора Марины Николаевны Мосейкиной.
О чем твое исследование?
Я изучаю исторический опыт отношений СССР со странами Африки и, в частности, малоисследованную в российской историографии, но близкую мне тему советско-суданских политических и экономических связей. Это был важный период в истории наших стран, когда Советский Союз первым в 1956 году установил дипломатические отношения с Суданом и протянул руку помощи молодому независимому государству. Много новых документов я обнаружил в российских архивах.
Какие три исторических эпохи тебе особенно интересны?
Европейский колониализм XVI — середины XX вв. Еще меня интересует военная история, в частности период Первой и Второй мировых войн и последнее десятилетие существования СССР.
Ты участвуешь в проекте «Афротека». Расскажи, в чем его суть?
«Афротека» (Африканская библиотека в России) — просветительский проект Института путешествий, который рассказывает об Африке и африканцах. Организаторы издают книги, проводят литературные встречи, лекции и дискуссии в Библиотеке иностранной литературы и в московском арт-пространстве «Нигде Кроме».
Какая у тебя была задача?
Я подготовил две статьи для первого тома «Словаря культуры XXI века». Авторами словаря стали 100 экспертов из 40 стран. Одну статью я написал в соавторстве с писателем, антропологом и составителем словаря Игорем Сидом. Она об агнотологии — новой и пока не слишком известной гуманитарной дисциплине, которая исследует феномены человеческого невежества и незнания, а также законы их возникновения. Вторая статья посвящена неологизму «кандака» — титул цариц древнего восточноафриканского нубийского царства Куш. В последние годы переосмысленный в суданском обществе как обозначение, также близкое по смыслу к титулу для современной женщины — общественного или политического лидера, и вообще успешной женщины.
Мне было интересно принять участие в составлении словаря, в котором представлены новые африканские лексемы. Например, суахилийское «акуна матата» («никаких забот») или южноафриканское «убунту» («человечность»).
Назови 5 книг, которые помогают понять Африку?
Сложно выделить только пять книг, их большое количество. В России существует своя школа африканистики, которая создавалась еще в советский период. Я бы назвал труды академиков А.Б. Давидсона и А.М. Васильева, историков С.В. Мазова, А.С. Балезина, Т.Л. Дейч, Т.С. Денисовой и А.Л. Емельянова.
- «Африка в судьбе России. Россия в судьбе Африки», Мазов Сергей Васильевич.
- «Африка. История и историки», Давидсон Аполлон Борисович.
- «Тропическая и Южная Африка в новое и новейшее время: люди, проблемы, события», Балезин Александр Степанович.
- «Колониальная история Африки южнее Сахары», Емельянов Андрей Львович.
- «Россия и Африка: взгляд в будущее», Дейч Татьяна Лазаревна.
Твоя профессиональная мечта?
Мне нравится работать в сфере образования. Я всегда чувствовал себя увереннее в научной среде и хочу использовать свои навыки и опыт, чтобы помогать студентам.
Как студенты филологического факультета и инженерной академии РУДН оказались в Санкт-Петербурге? Почему их всех объединяет искусственный интеллект и генеративные медиа? Что они успели создать за 24 часа совместной работы с программистами и биоинженерами?
Дорогие коллеги! Поздравляю вас с Днём преподавателя высшей школы! Спасибо вам за те качественные знания и практический опыт, которые вы передаёте студентам!
Каждый день мы встречаемся с ними в аудитории. На лекциях, семинарах, аттестациях. У них особая миссия — задача со звездами — взрастить новое поколение специалистов. 19 ноября — День преподавателя высшей школы. О первой паре, отношении к шпаргалкам и современных студентах — рассказывает Елена Линькова, профессор кафедры истории России факультета гуманитарных и социальных наук, доктор исторических наук.