В Международный день трудоголиков эксперт РУДН рассказывает, что такое трудоголизм и как с ним бороться
— Что у тебя нового?
— Не связанного с работой?
— Не связанного с работой.
— Тогда ничего.
*Плачет по-трудоголически*
Если вы узнали себя, советуем дочитать до конца.
Что такое трудоголизм с точки зрения психологии?
Трудоголизм — это стремление человека чрезмерно трудиться в ущерб другим сферам жизни. Человек выбирает трудовую деятельность как основной способ самореализации. Понятие «трудоголизм» впервые было введено в психологическую литературу американским психологом Уэйном Оутсом. Он определял трудоголизм как страсть к работе, сильную, неконтролируемую потребность непрерывно работать. Трудоголизм проявляется в бегстве от реальности посредством изменения своего психического состояния, которое достигается фиксацией на работе, и представляет собой аддикцию. Человек чаще остается допоздна на работе и находится в постоянном напряжении карьерного ритма. Это приводит к переутомлению, тревожным расстройствам, различным химическим и нехимическим зависимостям, психосоматическим заболеваниям, депрессиям.
Почему люди становятся трудоголиками?
Трудоголиком можно, к примеру, стать из-за неправильного воспитания и родительских установок: «счастье в деньгах», «устроишься на работу, тогда заслужишь мое одобрение».
Такой образ жизни компенсирует проблемы и страхи в других жизненных сферах. Человек сосредоточен на работе и таким образом избегает одиночества, семейные конфликты, проблемы со здоровьем или другие формы зависимости. А еще трудоголиком можно стать из-за социальной модели успешного человека. Иногда трудоголизм — финансовая необходимость, когда низкий доход вынуждает перерабатывать.
Как понять, что у тебя трудоголизм?
Для начала стоит посчитать, сколько времени вы посвящаете работе. Более 60 часов — повод, чтобы задуматься. Конечно, время — это не самый главный показатель. Обратите внимание на ваше отношение к работе:
- не делегируете задачи другим людям, контролируете весь процесс сами;
- на работу тратите больше времени, чем на свои увлечения, семью или общение с друзьями;
- мысли постоянно заняты работой, даже на выходных, в отпуске или перед сном;
- нетерпеливы к ошибкам коллег, даже если эти ошибки мелкие;
- можете испытывать чувство вины, если не работаете из-за объективных причин, к примеру, заболели или в отпуске;
- выбираете работу в свободное время, а не встречи с друзьями или семьей;
- от вас родные и близкие часто слышат фразу, что нет времени;
- если на работе идет что-то не так или есть небольшие трудности, то можете эмоционально реагировать и расстраиваться.
Если на половину этих утверждений ответ положительный, то можно уже начинать бороться с трудоголизмом.
Как понимать грань, когда нужно отложить работу и отдохнуть?
Для начала нужно осознать: «Со мной что-то не так». Отмечать любые изменения своего состояния. К примеру, не чувствуете ли вы чрезмерную усталость? Не стали ли более раздражительны в последнее время? Не появилась ли апатия к работе или к чему-либо еще? А потом уже предпринимать какие-либо действия. Можно воспользоваться практиками, которые помогут снять напряжение и усталость.
Почему мы переживаем из-за дедлайнов, даже если они не скоро?
Дедлайны, которые мы ставим сами или руководитель, так же вызывают стресс. Это происходит чаще по причине того, что мы не умеем оценивать свое свободное время. Можем недооценивать количество времени для выполнения задачи, а еще устанавливаем амбициозные сроки. И как итог — переживаем, нервничаем и испытываем беспокойство. Ставьте себе более короткие дедлайны, если вы постоянно не укладываетесь в сроки из-за того, что у вас нет мотивации взяться за дело. Продолжительные дедлайны удерживают от работы, потому что чаще мы воспринимает их как трудную задачу. Когда мы думаем, что работа сложная, то начинаем прокрастинировать. В итоге не укладываемся в срок.
Некоторые студенты и сотрудники подвержены навязчивым мыслям о том, что неэффективно используют свое время. Как перестать думать об учебе / работе во внерабочее время и винить себя за отдых?
Найдите баланс между личной жизнью и работой
Включайте в свою жизнь так называемые переходные действия. Деловой гардероб, перемещения из дома в университет — все это физические и социальные индикаторы изменения вашего положения — из «домашнего» в «рабочее». Заканчивайте рабочие встречи на 5 минут раньше, чтобы была возможность перезагрузиться или подготовиться к занятиям. Выключайте звук в рабочих чатах после окончания рабочего дня, не отвечайте на рутинные письма вне рабочего времени. Не отказывайтесь от своих привычных утренних и вечерних ритуалов, например, пробежки, зарядки, медитации или чтения.
Определите время общения с коллегами
Помните, что общение, ответы на вопросы, выстраивание доверительных отношений — это только часть работы. Определите время, которое будете тратить на внерабочее общение с коллегами. В общей сложности оно не должно превышать 20% рабочего времени.
Управляйте своим временем
- Определите основные цели и задания.
- Соотнесите результаты выполнения с возможностями осуществления.
- Научитесь говорить: «Нет».
- Делегируйте свои обязанности. Не взваливайте на себя слишком много. Не старайтесь быть лучшим в любой ситуации.
- Концентрируйте внимание на том, что вам нравится делать и сделайте минимальным выполнение тех заданий, что вам не нравятся.
- Оставляйте свободное время в вашем расписании.
- Уделите время для семейных дел, общения с друзьями и хобби.
Проявляйте заботу о себе
Старайтесь не брать на себя лишнюю ответственность. Не перегружайте себя множеством задач, если это возможно. Приступайте к новому делу только после того, как выполните предыдущее. Старайтесь не брать работу на дом, не думайте о ней в выходные. Прислушивайтесь к своему организму, если испытываете усталость, то лучше отдохните, поспите, займитесь приятными делами и любимыми увлечениями.
Законы управления временем:
Закон Фресса
Время имеет конкретный и субъективный размер. Выполнять нужно сначала ту работу, которая нравится, а неприятное отложить на потом.
Закон Паркинсона
Чем больше времени дается на выполнение работы, тем более времени съедается. Исходить следует из необходимого времени, а не из желаемого. Ограничивайте себя во времени. Устанавливайте четкие сроки, необходимые для выполнения заданий.
Закон Паретто
Главная работа занимает меньше времени, а побочная, не такая важная — больше. 20% приоритетов обеспечивают каждому 80% успеха. Необходимо отделять главное от вторичного, сохраняя больше времени для основного.
Закон альтернативы
Всегда есть что делать, следует точно выбрать время, что для чего. Не делать несколько дел, а выбирать одно и делать его качественно.
Закон Дугласса
Пространство на столе заполняют бумаги. Поиск необходимого съедает время. Освободите рабочее место от лишних бумаг.
Закон Карлсона
Любая прерванная, а затем продолженная работа занимает больше времени, чем сделанная без перерыва. Начав работу — максимально завершите ее.
Закон свободы
Внутри нас есть ритм, собственные часы. Работу следует согласовывать с собственным внутренним ритмом.
Если все-таки выгорел, что поможет восстановиться?
- В первую позаботьтесь о теле: без этого пункта у вас не будет сил на перемены и работу с эмоциями. Старайтесь ложиться и вставать в одно и то же время, достаточно питаться, двигаться, отдыхать на выходных.
- Начните вести дневник эмоций: каждый день записывайте, какие эмоциональные события с вами произошли и как вы на них отреагировали. Это поможет замечать эмоции и работать с ними.
- Составьте список ресурсных занятий — таких, после которых вы чувствуете себя наполненным, к примеру, чтение книг, рисование, пробежка, прогулка на природе и т.д.
- Планируйте дни так, чтобы каждый день делать что-то из своего «Ресурсного списка». Это поможет разнообразить жизнь вне работы/учебы и восстановиться после стресса
- Подумайте, какие у вас ценности. Как вам важно жить? Как вы хотите проявлять себя? Что придает вашей жизни смысл? Осознайте свои возможности. Старайтесь менять жизнь так, чтобы она больше соответствовала вашим ценностям.
Какие психологические упражнения можно использовать, чтобы снизить стресс на учебе / работе, особенно в сложные периоды?
Упражнение «Передышка»
Обычно, когда мы бываем чем-то расстроены, встревожены, мы начинаем сдерживать дыхание. Попробуйте высвободить дыхание. Закройте глаза, расправьте плечи, дышите через нос медленно, спокойно и глубоко. Насладитесь этим неторопливым глубоким дыханием, представьте себе, что с каждым выдохом все ваши неприятности улетучиваются.
Упражнение «Дыхание»
Сидя или стоя, постарайтесь расслабить мышцы тела и сосредоточьтесь на дыхании, считайте про себя:
- на счет 1-2-3-4 – медленный глубокий вдох (через нос, живот выпячивается вперед, грудная клетка не поднимается);
- на счет 1-2-3-4 – задержка дыхания;
- на счет 1-2-3-4-5-6 – плавный выдох;
- на счет 1-2-3-4 – снова задержка дыхания перед следующим выдохом.
Через 3-5 минут такого дыхания вы почувствуете, что стали заметно спокойнее.
Известно, что стресс обладает особенностью «уходить» в мышцы и оставаться там в виде так называемых мышечных зажимов. Умение снимать это физическое напряжение позволяет снять внутреннюю нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
Первый вариант (подготовительное упражнение):
- Встаньте прямо.
- Сосредоточьте внимание на правой руке.
- Напрягите ее до предела на несколько секунд.
- Расслабьте руку, сбросьте напряжение.
- Проделайте то же с другой рукой, шеей, ногами, туловищем, поясницей.
Второй вариант (комплексное напряжение и расслабление):
- Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.
- Дышите глубоко и медленно.
- Пройдите внутренним взором по всему телу, от макушки до кончиков пальцев, и найдите места наибольшего напряжения (мышечные кольца на уровне рта, челюсти, шеи, затылка, плеч, живота).
- Постарайтесь сильно напрячь места зажимов (на вдохе, напрягайте до дрожания мышц).
- Почувствуйте это напряжение.
- Резко сбросьте напряжение – на выдохе, представляя себе, что избавляетесь от металлических колец, стягивающих ваше тело.
- Повторите упражнение несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце почувствуется тепло и приятная тяжесть. Если зажимы снять не удается, попробуйте легкий самомассаж «проблемных» зон (как правило, это лицо) круговыми движениями подушечек пальцев».
Можно обратиться за помощью к профессионалам. Они порекомендуют вам, как улучшить самочувствие. Например, пройдите курс: психотерапии; ароматерапии; глубокого массажа; рефлексотерапии и т.д.
Назовите 3-5 способов, которые можно применять в ежедневной жизни, чтобы избавиться от трудоголизма.
- Для начала стоит найти причину трудоголизма, погружения в работу. Отследите свое поведение, сколько времени вы тратите на работу и уделяете близким.
- Если вы не успеваете выполнить все дела на работе, не думайте, что с вами что-то не так. Если вы устали и взяли выходной, то не нужно думать о себе как о бездельнике. Относитесь к себе как к близкому другу, прощайте и уважайте себя.
- Устанавливайте четкие временные границы между рабочей и личной жизнью, особенно если вы работаете на удаленке. Прислушивайтесь к себе: куда ведёт ваш жизненный путь и кем вы видите себя в будущем?
- Начинайте своё утро с ритуалов, которые помогут почувствовать себя счастливым и наполненным. Также поступайте и вечером — выделите время для себя.
- Управляйте стрессом. Именно стресс чаще всего заставляет нас погружаться в работу, чтобы закрыть глаза на то, что происходит вокруг.
Необходимо помнить, что перемены происходят не быстро, проявляйте терпение и заботу о себе.
В коридоре учебного корпуса РУДН звучит музыка. Студенты после занятий направляются не к выходу, а в конференц-зал. Что же там происходит?
Более 1000 студентов, 27 компаний и более 350 рабочих предложений. В РУДН прошла осенняя Ярмарка вакансий.
В РУДН обучается около 70 молодых семей. При этом в студенческом городке проживает 30, из которых у двоих есть дети. Ректор РУДН встретился с молодыми студенческими семьями. За круглым столом он рассказал о мерах поддержки университетом и ответил на поступающие вопросы.