Было научно: Фестиваль науки РУДН 2021

Было научно: Фестиваль науки РУДН 2021

7 дней, более 2 тысяч участников и множество открытий в самых разных областях науки. В этом году в университете впервые прошел научно-исследовательский марафон «Фестиваль науки РУДН» онлайн.

Что нового узнали? Давайте вспомним самые яркие моменты Фестиваля науки в РУДН.

Освоение космоса и энергетика будущего

В блоке представили:

  • космический эксперимент по уточнению закона гравитационного взаимодействия Солнца с движущимися в его поле физическими телами;
  • лекцию «5 вопросов о космическом праве» канд. юрид. наук, старшего преподавателя кафедры международного права Ирины Черных;
  • дискуссию на тему «Инновационная энергетика и международное право».

Мы узнали:

  • космический зонд будет двигаться по разным траекториям, исходя из теории Ньютона или Эйнштейна;
  • если действует закон Эйнштейна — минимальное расстояние между зондом и Венерой будет меньше на 20 км;
  • даже минимальное отклонение зонда от траектории полета приведет к отклонению в финальной точке полета на примерно 1 млн км.

Мы поняли:

  • купить звезду или участок на Луне — нельзя;
  • государства не могут распространять суверенитет на космос;
  • юрисдикция на Международной космической станции зависит от модуля, в котором находится космонавт.

Человек, природа, общество и технологии

В блоке представили:

  • научный проект лаборатории EPISTEMA;
  • лекцию «5 вопросов о AR/VR/XR и реальности нового искусства» старших преподавателей кафедры теории и истории культуры факультета гуманитарных и социальных наук Валерии Берест и Юлии Кирсановой;
  • дискуссию на тему «Гуманитарные науки, и о чем они говорят (деконструируя динозавра)».

Мы узнали:

  • философские и политические сопоставительные исследования социального пространства необходимы для сохранения идентичности России;
  • необходимо создать эффективные политические стратегии межцивилизационных контактов для решения актуальных задач по социо-гуманитарному направлению.

Мы поняли:

  • AR/VR/XR — это технологии внесения цифрового контента в физическую реальность в реальном времени;
  • термин «дополненная реальность» впервые был предложен Томом Коделом в 1990 году;
  • сегодня художественное произведение может быть создано нейросетью.

Новая медицина

В блоке представили:

  • интерактивную презентацию на тему «Тучные клетки и фибриллогенез коллагена»;
  • лекцию «5 вопросов о цифровой стоматологии» доктора мед. наук, профессора кафедры ортопедической стоматологии медицинского института Самвела Апресяна;
  • дискуссию на тему «Клетка как основа жизни и будущих медицинских технологий».

Мы узнали:

  • фибриллогенез — образование коллагеновых волокон в соединительной ткани;
  • гистохимические и иммуногистохимические методы — это методы окрашивания тканей — позволяют исследовать фундаментальные механизмы фибриллогенеза.
  • ученые РУДН открыли новые пути и механизмы участия тучных клеток;
  • исследование тучных клеток позволит разработать новые стратегии лечения фиброза, которые будут направлены на профилактику избыточного формирования соединительной ткани.

Мы поняли:

  • методы цифровой стоматологии — 3D-печать, фрезерование, лазерное спекание;
  • цифровая стоматология — это практически любая стоматологическая манипуляция, в которой задействован компьютер;
  • такой метод позволяет более грамотно спланировать лечение пациента, исключая непредвиденные ошибки;
  • искусственный интеллект уже сегодня применяется в стоматологической практике — благодаря российским компьютерным разработкам.

Новые производственные технологии и материалы

В блоке представили:

  • интерактивную презентацию на тему «Точная диагностика — разработка многофункциональных материалов»;
  • лекцию «5 вопросов об „умном“ городе» канд. тех. наук, доцента департамента строительства инженерной академии Галины Окольниковой;
  • дискуссию на тему «Переработка и валоризация отходов».

Мы узнали:

  • «умный» город — это город с подключением «интеллектуальных» сервисов к главным системам инфраструктуры города;
  • самые масштабные реализуемые проекты сегодня — города Тяньцзинь ЭкоСити (Китай и Сингапур) и Масдар (ОАЭ);
  • подход «встраивать смарт-технологии в уже существующие города» — самый перспективный, его используют все мегаполисы мира.

Диалог культур

В блоке представили:

  • интерактивную презентацию на тему «Язык как инструмент интеграции в современном социокультурном пространстве»;
  • лекцию «5 вопросов об эволюции городов» (авторы: канд. географ. наук, зав. кафедрой региональной экономики и географии экономического факультета Вероника Холина, канд. географ. наук, доцент кафедры региональной экономики и географии экономического факультета Татьяна Крейденко, лучшая выпускница профиля «Экономика города» экономического факультета РУДН 2020 г. Оксана Аширова, зам. руководителя дирекции программ стратегического развития Мария Тисленко);
  • дискуссию на тему «Как вовлекать студентов в благотворительность, и почему это нужно?».

Мы поняли:

  • миноритарные языки — это языки коренных национальных меньшинств, которые представляют собой численно меньшие группы, чем остальное население;
  • большинство языков России можно отнести к миноритарным языкам;
  • изучение языковых ситуаций поможет построить типологию динамики миноритарных языков, выявить культурные доминанты в системах ценностей разных культур и спрогнозировать зоны потенциальных конфликтов.

Мы узнали:

  • сегодня в городах проживают около 4 млрд человек;
  • к 2050 году в городах будут проживать около 70% всего населения;
  • глобальные города — Лондон, Париж, Милан, Цюрих, Нью-Йорк, Чикаго, Токио, Сингапур, Гонконг.

Освоение пространства и экология

В блоке представили:

  • интерактивную презентацию на тему «Математическое моделирование пространственно-временной динамики углерода в растительных экосистемах мира»;
  • лекцию «Что мы знаем о свалочном газе — 5 вопросов» канд. хим. наук, доцента департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции Марианны Харламовой;
  • дискуссию на тему «Оказание первой помощи как часть HSE-менеджмента (Управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью)».

Мы поняли:

  • благодаря улавливанию углерода лесными экосистемами концентрация углекислого газа в атмосфере уменьшается
  • математическая модель поможет рассчитать поглощение углерода разными растительными экосистемами и спрогнозировать динамику накопления углерода в конкретном месте
  • поглощение и содержание углерода в биомассе растений в странах Центральной Африки будет увеличиваться вплоть до 2060 года
  • главный фактор потери углерода — вырубка лесов

Мы узнали:

  • последствия выделения свалочного газа — негативное влияние на здоровье, парниковый эффект, глобальное изменение климата;
  • получение белковой массы (белковая добавка к корму, витамины, аминокислоты) — решение продовольственной проблемы;
  • альтернативные способы сжигания — разделение и очистка компонентов газа с получением товарных продуктов; получение искусственного белка «гаприн».

 


Точные науки и искусственный интеллект

В блоке представили:

  • интерактивную презентацию на тему «Анализ больших данных и математическое моделирование процессов в экспериментальных плазменных установках и прототипах реакторов»;
  • лекцию «5 вопросов о беспроводных сетях 5G» канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры прикладной информатики и теории вероятностей Вячеслава Бегишева;
  • дискуссию на тему «Нейросети уходят в прошлое, что будет после них?».

Мы поняли:

  • сеть 5G обеспечит более высокую скорость передачи данных, надежность сети, большую площадь покрытия сетей, одновременное подключение множества устройств, мгновенный доступ к мобильному интернету;
  • при 5G изменится сеть радиодоступа — New Radio;
  • новая сеть будет работать в другом диапазоне радиочастот — на миллиметровых волнах.

Заключительная дискуссия «Наука для студентов — почему стоит участвовать?»

О студенческой науке нам рассказали заместитель руководителя дирекции программ стратегического развития Мария Тисленко, председатель научного студенческого общества экономического факультета Тимофей Мазурчук и заместитель председателя научного студенческого общества Артем Васильев.

Мы поняли:

  • сегодня РУДН выделяет множество грантов и стипендия для поддержания студенческой науки — актуальную информацию вы всегда найдете на официальном сайте университета;
  • необходимо выстраивать границы в отношениях «студент — научный руководитель», чтобы избежать интеллектуальной эксплуатации;
  • для публикации в зарубежных журналах молодым ученым необходимы академическое письмо и насмотренность — важен прочитанный список литературы для высокого уровня в международной базе данных.

Общеуниверситетский фестиваль науки РУДН в 2021 году впечатлил своим многообразием тем и форматов! Если вы пропустили наши научные треки — подключайтесь к ним по ссылкам на сайте фестиваля:

Было нескучно — было научно!

Мероприятия в РУДН прошли в рамках Всероссийского фестиваля науки «NAUKA 0+». Ежегодно Университет выступает одной из площадок проведения этого мероприятия и открывает свои двери для всех желающих познакомиться с удивительным и захватывающим миром науки.

Новости
Все новости
Наука
6 июня
Цифровые гуманитарии РУДН: какое будущее ждёт гуманитарные науки в современном мире

В Белорусско-Российском университете в городе Могилёве (Беларусь) прошла научная конференция «Цифровая гуманитаристика в глобальном мире», одним из организаторов которой выступил РУДН. В мероприятии приняли участие 250 учёных, аспирантов и студентов из 10 стран — Армении, Беларуси, Бенина, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и других. Участники конференции обсудили развитие гуманитарных наук в условиях цифровизации.

Наука
23 мая
Спасти рядового таможенника: молодые учёные РУДН разрабатывают проект жетона-дозиметра радиации

Ежегодно в РУДН проходит конкурс научных студенческих работ «Совместный старт: сделаем науку вместе». Университет выделяет стипендии на проекты молодых ученых и объединений студентов. Все разработки практико-ориентированы и имеют потенциал дальнейшей коммерциализации.

Наука
20 мая
Командир взвода, роты, батальона, один из организаторов празднования двадцатилетия Победы в РУДН – боевой и научный путь Георгия Брючинского

Продолжаем делиться историями фронтовиков, которые создавали Университет дружбы народов. Георгий Николаевич Брючинский родился в 1917 году, в 1939 году окончил Ленинградскую лесотехническую академию, а в 1941-ом — основной факультет Ивановского военно-политического училища.