Эксперты обменялись идеями о состоянии и перспективах немецкого языка на конференции в РУДН
С приветствием к участникам обратились Проректор РУДН по многоязычному развитию профессор Анастасия Анатольевна Атабекова и Президент Межрегиональной Ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН) доцент Ирина Фаритовна Ганиева.
На пленарной сессии выступил Андреас Штеппан (Германия). Он посвятил доклад «Преподавание немецкого языка» вопросам об истории иноязычного образования в СССР и РФ, специально обратил внимание участников конференции на потенциал и преимущество билингвального образования для развития личности, затронул вопросы формирования коммуникативных компетенций.
На конференции работали 4 секции:
- Современные подходы к преподаванию иностранных языков в системе общего, среднего специального. Раннее обучение немецкому языку: опыт и перспективы (модератор — Ирина Александровна Аграновская, РУДН, Факультет гуманитарных и социальных наук).
- Современные подходы к преподаванию иностранных языков в системе высшего и дополнительного образования (модератор — Юлия Зигмундовна Миркина, Балтийский федеральный университет им. И.Канта, Калининград).
- Потенциал предмета «иностранный язык» в достижении планируемых результатов в соответствии с требованиями обновленных ФГОС (на примере немецкого языка) (модератор — Игорь Александрович Катасонов, директор МБОУ СОШ № 47 г. Липецка).
- Способы повышения мотивации к изучению немецкого языка в системе высшего образования (модератор — Лариса Юрьевна Кульпина, Тихоокеанский государственный университет).
На секции, которую я модерировала, спикеры ставили перед собой задачу познакомить аудиторию с современными подходами и практическими методиками, которые можно эффективно использовать в дальнейшем в процессе преподавания немецкого языка как на очных, так и онлайн-занятиях в школе и в вузе. К достоинствам работы секции можно отнести, безусловно, ее междисциплинарность и двуязычность: доклады были как на русском, так и на немецком языке. Авторы рассматривали вопросы обучения иностранному языку не только с точки зрения теории обучения и психологии, но и лингвистики.
Программа конференции также включала авторские мастер-классы.
Ирина Владимировна Борисова (к.ф.н., доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова) представила опыт работы по теме: «Урок „внеурочка“: чем заняться на немецком? / Deutsch lernen — nicht nur im Deutschunterricht».
Ольга Леонидовна Захарова (к.и.н., доцент Московского городского педагогического университета) посвятила свой мастер-класс концепциям подачи страноведческого материала на занятиях, поделилась актуальными идеями и разработками как автор учебников серии Wunderkinder plus, пособий по подготовке к олимпиадам и работе с аутентичным текстом «Страноведение на занятиях немецким языком /Landeskunde im Deutschunterricht».
Вопросам разговорной речи на немецком был посвящен мастер-класс «Разговорная речь в тексте и в жизни: Челлендж? Квест? Мотивация?» / Umgangssprache im Text und im Leben: Challenge? Quest? Motivation?«. Его совместно провели Лариса Юрьевна Кульпина (к.ф.н., доцент Тихоокеанского государственного университета) и Ирина Петровна Амзаракова (д.ф.н., доцент Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова).
Заслуженный учитель РФ старший преподаватель РАНХиГС Наталья Ивановна Макарова представила опыт и материалы по теме «Симуляционная игра на уроке немецкого языка».
На мастер-классе Натальи Владимировны Урывчиковой (старший преподаватель кафедры общего образования ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования») особое внимание было уделено вопросам формирования функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности.
Галина Альбертовна Чернявская (учитель немецкого языка высшей категории, старший эксперт ЕГЭ по немецкому языку (до 2021 года), преподаватель курсов иностранных языков при профкоме Дипломатической академии МИД РФ) предложила участникам конференции обсуждение актуальных вопросов подготовки к ЕГЭ-2023 по немецкому языку.
Большое спасибо организатором за прекрасную, интересную, разноплановую программу. Информативным было выступление господина Андреаса Штеппана по методике CLIL. Хотелось бы отметить высокую подготовленность спикеров. Они с таким энтузиазмом говорили о своих идеях, что захотелось воплотить их в жизнь. Редко бывают конференции, где каждое выступление так захватывает!
Также благодарю Игоря Александровича Катасонова за работу модератором на секции. Всё было четко организовано. Удачи и процветания всем организаторам и спикерам. Надеюсь на новые встречи.
Для современного многоязычного образования крайнее важно обеспечение преемственности обучения на разных этапах, включая школьное и вузовское. Системное сотрудничество педагогов школ и вузов, пример которого — нынешняя конференция, позволяет обеспечить единые подходы, технологии, содержание обучения с учетом специфики изучения иностранных языков школьниками и вузов.
Всероссийская научно-практическая конференция «Немецкий язык в Российской Федерации: современное состояние и перспективы» была организована в рамках работы постоянного межкафедрального научно-методического семинара Комиссии Ученого Совета РУДН по иностранным языкам.
Соорганизаторами конференции выступили:
- Межрегиональная ассоциация учителей и преподавателей немецкого языка (МАУПН)
- Российский университет дружбы народов (РУДН)
Около 200 участников из России и 20 стран мира встретились на Всероссийском междисциплинарном научном семинаре с международным участием «Право в медицине. Медицина в праве: точки соприкосновения». Тема — «Счастливое материнство: нерешенные проблемы акушерства, гинекологии и перинатологии».
Почему люди стали уделять внимание гигиене? Зачем появилась диспансеризация? Кто сделал медицинскую помощь общедоступной и бесплатной? Все эти вопросы напрямую связаны с Николаем Семашко, выдающимся руководителем здравоохранения, создателем отделения санитарного просвещения, педагогом, врачом и ученым в области социальной гигиены.
В 2024 году в РУДН стартовал прием заявок на новую ежегодную премию за научные достижения в области химии. Награда учреждена для признания вклада в фундаментальные и прикладные исследования, а также заслуг в достижении Целей устойчивого развития ООН.