Иммунологи РУДН предложили бороться с COVID-19 при помощи ультразвука, света и магнитных полей
У одних людей COVID-19 протекает бессимптомно, другие же страдают от тяжелых осложнений. Чтобы найти лекарства и методы терапии для коронавирусной инфекции, ученым и медикам нужно разобраться, почему люди переносят заболевание так по-разному. Медики РУДН с коллегами из России и Кипра выдвинули гипотезу, что причиной этому может быть постепенное истощение популяции и гибель лимфоцитов, которое вызвано старением, хроническими заболеваниями и стрессом для организма.
«В этой теоретической работе мы рассмотрели иммунопатологию COVID-19 с точки зрения биоэнергетики, чтобы показать биофизические основы работы иммунитета. Мы предполагаем, что конкретные функции клетки зависят от кинетики базового жизнеобеспечения клеток», — доктор биологических наук Оксана Гизингер, профессор кафедры иммунологии и аллергологии медицинского института РУДН.
Термин «биоэнергетика» широко используют экстрасенсы и представители альтернативной медицины, когда говорят об ауре и биополях. Однако это искажает его первоначальное значение — название науки об энергообмене внутри живых систем и с окружающей средой. Изучение иммунных клеток у пациентов с коронавирусом позволяет связать биоэнергетику с реакцией иммунной системы. Например, у больных нарушается работа T-лимфоцитов, а количество на их поверхности маркеров PD-1, TIM-3, CTLA-4 и TIGIT падает до минимума в бессимптомный период, а затем возрастает до максимума в реанимации. В тяжелых случаях через 10-12 дней после начала симптомов количество лимфоцитов снижается до 5-15%. Самая большая вероятность летального исхода у тех пациентов, у которых ситуация не исправится в течение следующей недели.
Из анализа литературы иммунологи РУДН обнаружили, что исход болезни можно предсказать с точностью до 90% всего по двум признакам: уровню фермента лактатдегидрогеназы, который участвует в одном из ключевых биоэнергетических процессов, гликолизе, и уменьшению числа лимфоцитов. Медики предположили, что причиной нарушения работы адаптивного иммунитета становится истощение популяции лимфоцитов в период хронических заболеваний, стресса и у пожилых пациентов. Это и приводит к более тяжелому пути развития коронавирусной инфекции. Уменьшение числа лимфоцитов наблюдалось и у пациентов, которые заразились SARS-CoV в 2003 году, гриппом H1N1 в 2009 и MERS-CoV в 2013. Если это так, то решить проблему можно, если стимулировать регенерацию, или восстановление лимфоцитов. Сделать это можно при помощи воздействия света, ультразвука и магнитных полей. Такой подход может спасти пациентов не только с COVID-19, но и с другими вирусными заболеваниями.
«Мы предполагаем, что совместное использование биофизических излучений может усиливать кинетику регенерации клеток, улучшать работу иммунитета и ускорять выздоровление. Свет, магнитные поля и ультразвук способны стимулировать функции клеток, в том числе иммунной защиты и восстановления тканей. А для тех, кто уже восстанавливается после инфекции, это позволит устранить последствия повреждений органов из-за воспалительных процессов», — утверждает Гизингер.
Результаты опубликованы в журнале Journal of Photochemistry and Photobiology B: Biology.
Около 200 участников из России и 20 стран мира встретились на Всероссийском междисциплинарном научном семинаре с международным участием «Право в медицине. Медицина в праве: точки соприкосновения». Тема — «Счастливое материнство: нерешенные проблемы акушерства, гинекологии и перинатологии».
Почему люди стали уделять внимание гигиене? Зачем появилась диспансеризация? Кто сделал медицинскую помощь общедоступной и бесплатной? Все эти вопросы напрямую связаны с Николаем Семашко, выдающимся руководителем здравоохранения, создателем отделения санитарного просвещения, педагогом, врачом и ученым в области социальной гигиены.
В 2024 году в РУДН стартовал прием заявок на новую ежегодную премию за научные достижения в области химии. Награда учреждена для признания вклада в фундаментальные и прикладные исследования, а также заслуг в достижении Целей устойчивого развития ООН.