Как с помощью знаний о свете и биоритмах управлять своим здоровьем и продуктивностью
Чем занимается ваша лаборатория?
Последние несколько лет нас интересует все, что связано с искусственным светом. Почему это важно? Потому что человечество по эволюционным меркам не так давно стало активно его использовать — прошло всего лет 150. Свечи и лампады жгли и раньше, но именно яркий электрический свет привел к изменению нашего светового режима — светлая фаза суток увеличилась. С одной стороны, это и неплохо, потому что мы живем в полосе, где света хронически не хватает. С другой стороны, искусственный свет сопровождает нас по вечерам, иногда даже нанося вред организму. Как сделать так, чтобы вернуть световой режим в более-менее естественный вид? Вот это интересно исследовать.
Другое направление — это хроноэпидемиология, то есть изучение обострений заболеваний, связанных с сезонами года или со временем суток. Есть наблюдения, что, например, обострение ишемической болезни сердца, приступы стенокардии и инфаркт миокарда происходят обычно в ранние утренние часы. Причем тут играет роль и географическое положение: например, в Центральной России частота обострений ишемической болезни сердца существенно увеличивается в зимний период, а в Восточной Сибири, наоборот, летом.
Еще нас интересует хронотерапия. В основном принято прописывать лекарственные препараты по принципу «два раза в день» или «три раза в день», однако в большинстве случаев это не совсем правильно. От того, в какое время суток в организм попадает препарат и насколько этот момент соотносится с его «биологическими часами», зависит эффективность лечения. И если найти это «правильное» время для каждой группы лекарств, то можно добиться большего эффекта при меньшей дозировке.
Что такое эти «биологические часы» и зачем они нужны?
Все живые организмы, в том числе человек, вынуждены постоянно подстраиваться под внешние обстоятельства, например, под смену дня и ночи или сезонов года. Чтобы синхронизация с ритмами природы происходила мягко, существует специальная система, которую мы называем «биологическими часами». Она состоит из трех уровней. Первый — клеточный: в каждой клетке в течение суток может быть разное количество, например, кальция или натрия — их обмен регулируется определенным ритмом. Ритмы всех клеток контролирует эпифиз (шишковидная железа) — это второй уровень. Эта небольшая железа в головном мозге вырабатывает мелатонин и серотонин — регуляторы нашего сна и бодрствования, а также аппетита и настроения. И, наконец, третий уровень — супрахиазматические ядра гипоталамуса. Именно в эту небольшую группу нервных клеток поступает прямой сигнал от сетчатки глаза, который подсказывает «биологическим часам», что сейчас на дворе — день или ночь.
И какие же ритмы отмеряет этот механизм?
Самый главный — околосуточный или циркадианный ритм, которому подчиняются более тысячи различных функций организма: температура тела, артериальное давление, выработка гормонов и многое другое. Он не равен астрономическим суткам, а составляет 24 часа плюс-минус 3–4 часа. Дело в том, что задолго до изобретения самолетов и поездов человеку было свойственно перемещаться на большие расстояния, к тому же длительность светлой фазы суток в разных местах на планете постоянно меняется. В таких условиях биоритмы должны быть достаточно гибкими — для адаптации.
Правда ли, что «биологические часы» у разных людей отличаются и поэтому существуют «совы», «голуби» и «жаворонки»?
На эту тему даже среди хронобиологов много споров. Точно известно, что все хронотипы (и «совы», и «голуби», и «жаворонки») спят ночью и бодрствуют днем — так закреплено на генетическом уровне, и изменить это невозможно. Поэтому вредно работать вахтовым методом, когда человек на месяц уезжает из южного региона на Крайний Север, где другой световой режим, часовой пояс и климатические условия, а потом возвращается обратно. Ему не избежать десинхроноза — рассогласования биологических ритмов, которое является фактором риска развития, в первую очередь, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Обычно он сопровождается длительной повышенной усталостью, снижением работоспособности и нарушениями сна.
Грант на поддержку стартапа «Skopeo.AI» в размере 4 млн рублей от Фонда содействия инновациям (ФСИ) получили студенты факультета физико-математических и естественных наук РУДН.
Ежегодное заседание Международного экспертного совета по сотрудничеству в Арктике состоялось в стенах РУДН. Более 100 участников обсудили вопрос актуальности «Научной дипломатии как инструмента сохранения диалога в Арктике».
Около 200 участников из России и 20 стран мира встретились на Всероссийском междисциплинарном научном семинаре с международным участием «Право в медицине. Медицина в праве: точки соприкосновения». Тема — «Счастливое материнство: нерешенные проблемы акушерства, гинекологии и перинатологии».