«В моём экспедиционном чемоданчике всегда есть резиновые сапоги, противомоскитные спреи и спальный мешок», – Мария Корнейкова, к.б.н., эколог-микробиолог
Кто увлек микробиологией? Зачем исследовать уровень углекислого газа в почвах арктических городов? И можно ли по образцу земли понять, откуда её привезли? Рассказывает Мария Корнейкова, кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории «Смарт-технологии устойчивого развития городской среды в условиях глобальных изменений» РУДН.
Вы кандидат биологических наук, преподаватель, исследователь. Всегда ли была мечта стать учёным?
Будучи ребенком, не видела себя в науке. Я очень хотела быть школьным учителем. Помню, как в детстве часто играла в школу. У меня было много разных тетрадок, свой учительский журнал. А вместо школьной доски я использовала дверь.
Как Вы пришли в экологию микроорганизмов?
Всё началось с биологии, с которой познакомила меня мама. Она работает в Ботаническом саду, и с малых лет наблюдала за ней «в полях». Гуляла с ней по теплицам, помогала ухаживать за растениями. Отсюда появилось желание узнать больше о растениях, а затем и тяга к биологическим наукам. С экологией микроорганизмов познакомилась уже во время учёбы в университете. Благодаря Галине Андреевне Евдокимовой, моему научному руководителю, доктору биологических наук, я увлеклась миром микробов. Тогда они казались загадочными существами, ведь мы их не можем увидеть даже невооружённым взглядом. И тогда захотелось узнать о них побольше.
Быть женщиной-учёным в XXI веке — тяжело?
Я не согласна с мнением, что сейчас у женщин-учёных тяжёлая судьба. Моя научная карьера длится почти 20 лет, и за это время я ни разу не сталкивалась с дискриминацией или какими-то ограничениями. В наши дни, наоборот, для нас создают дополнительные возможности — например, специальные конкурсы для женщин-учёных.
Что помогает находить баланс между преподаванием, семьей, наукой?
Поддержка родных и близких. Их понимание и терпение дают мне возможность достаточно много времени уделять научным исследованиям. За это им большое и тёплое спасибо!
Разгружает и отдых. На него времени не всегда хватает — уж очень плотный график. Но если выпадает день, то мне нравится уехать за город, побыть наедине с природой. Так можно зарядиться энергией для новой рабочей недели и новых открытий. Спорт — также неотъемлемая часть моей жизни. Благодаря ему я могу отдохнуть от умственной работы.
Недавно Вы были в экспедиции в арктическом регионе. Чем занимались в ней?
Мы отправились в поездку в Мурманскую область. Побывали в Мурманске, Апатитах, Мончегорске. В течение 10 дней работали в парках городов — исследовали уровень углекислого газа в почвах при помощи газоанализаторов, а также отбирали почвенные образцы для дальнейшего анализа городских микробных сообществ. Цель — понять, какую роль играют микроорганизмы в функционировании городских арктических экосистем. Изучать их важно, потому что они участвуют в процессе формирования почв, в циклах углерода, азота и других элементов, без них невозможна очистка почв от загрязняющих веществ.
Чем отличаются микробные сообщества в городах и деревнях?
Микробные сообщества, населяющие города и деревни, очень разные. Даже внутри города, если мы берем его разные части, сообщества микроорганизмов будут отличаться. Причина — в антропогенной нагрузке, которую испытывают эти территории. Например, в деревнях она больше связана с сельским хозяйством, а в городах на неё влияет автотранспорт, промышленные предприятия, рекреационная нагрузка.
А можно ли по микроорганизмам в почве понять, откуда был привезён образец земли на анализ — с Севера или с Юга?
Для каждой природной зоны характерна своя экосистема. Для Севера — это тундра, лесотундра или северная тайга. Для Юга — лесостепь и степь. Состав микробных сообществ напрямую зависит от типа почв и растительности, а в тундре и степи они сильно отличаются. А значит, микроорганизмы тоже будут разными в этих регионах. Есть те, кто любит тепло — их зовут термофилами. А есть те, кто, наоборот, предпочитает низкие температуры — психрофилы. Если говорить, например, о сообществах почвенных микроскопических грибов, то на Юге мы встретим намного большее разнообразие грибов рр. Fusarium, Aspergillus, Alternaria, чем на Севере, где доминируют представители р. Penicillium и часто встречаются Р. Mortierella.
Какой оптимальный уровень СО2 должен быть в почве городов?
Чем меньше, тем лучше. Мы должны стремиться к минимальным эмиссиям углекислого газа, когда количество поглощенного СО2 больше, чем количество выделенного в окружающую среду. Величина потоков СО2 зависит от типа почвы, растительности, уровня антропогенной нагрузки и многого другого. Увеличение эмиссии СО2 приводит к изменению климата. А это может провоцировать засухи, наводнения, штормы, смещение природных поясов и другие суровые последствия.
Как Ваше исследование может помочь городам?
Эмиссию углекислого газа мы изучаем в почвах и почвенных смесях. Это позволяет понять, какие почвенные смеси выделяют больше или меньше углекислого газа. Исходя из полученных данных, мы можем дать рекомендации арктическим городам, какие смеси стоит использовать для озеленения, а какие — не стоит. Какие деревья лучше всего высаживать, чтобы они смогли депонировать или накопить углерод своей биомассой. Это нужно, чтобы снизить выделение углекислого газа в окружающую среду, тем самым сдержав процесс изменения климата.
Это Ваша не первая экспедиция. Вы уже побывали в Норильске, Воркуте, Салехарде. Исследовали почвы средней полосы России и Юга. Что Вы обязательно кладёте в свой экспедиционный «чемоданчик»?
Когда еду на Север, всегда беру с собой резиновые сапоги, противомоскитные средства. Ещё — тёплую одежду, поскольку даже в июле в крайне северных регионах может быть снег. Главный атрибут любой экспедиции — спальный мешок.
Не забываю положить в свой чемоданчик и немного спирта. Его мы используем для обработки рабочих приборов и поверхности рук перед тем, как взять образцы почвы на анализ.
Ночевали в экспедициях под открытым небом?
Под открытым небом — нет, только в палатке. Север — суров, холодно даже летом, ещё очень много комаров.
Что Вам больше всего нравится в работе со студентами?
Делиться опытом и знаниями с людьми, которые в дальнейшем, как я надеюсь, смогут внести ещё больший вклад в развитие науки.
Что чаще всего говорите студентам?
Не бойтесь задавать глупые вопросы. Так вы сможете избежать недопонимания, а интерес к делу не пропадёт и в дальнейшем.
Кто Вас вдохновляет?
Люди. Общение с коллегами из разных уголков страны и мира. Возможность обмениваться с ними опытом, узнавать новое на различных научных конференциях, пробовать силы в новых проектах. Всё это придаёт силы и заряд для будущих достижений.
Беседовала Анастасия Журавлёва, студентка филологического факультета («Журналистика», IV курс).
Около 200 участников из России и 20 стран мира встретились на Всероссийском междисциплинарном научном семинаре с международным участием «Право в медицине. Медицина в праве: точки соприкосновения». Тема — «Счастливое материнство: нерешенные проблемы акушерства, гинекологии и перинатологии».
Почему люди стали уделять внимание гигиене? Зачем появилась диспансеризация? Кто сделал медицинскую помощь общедоступной и бесплатной? Все эти вопросы напрямую связаны с Николаем Семашко, выдающимся руководителем здравоохранения, создателем отделения санитарного просвещения, педагогом, врачом и ученым в области социальной гигиены.
В 2024 году в РУДН стартовал прием заявок на новую ежегодную премию за научные достижения в области химии. Награда учреждена для признания вклада в фундаментальные и прикладные исследования, а также заслуг в достижении Целей устойчивого развития ООН.