Вызов традиционным методам преподавания русского языка: смогут ли мобильные приложения заменить преподавателя?
Преподаватели, обучающие студентов из разных лингвокультурных сред русскому языку как иностранному, должны совмещать традиционные методики и неформальные способы обучения иностранным языкам. У сегодняшнего студента много пособий по изучению иностранного языка: и в бумажном, и в цифровом виде. Среди цифровых ресурсов, доступных студентам и всем желающим, существуют разнообразные курсы языков. Доступ к ним осуществляется через приложение, которое позволяет учиться в игровом формате, то есть используя феномен "геймификации" (от английского слова "game" - игра). Геймификация – привнесение в образовательный процесс элементов игры – занимает особое место в развитии науки о методике преподавания.
Самое известное приложение, которое уже с 2013 года существует на рынке бесплатных продуктов такого рода, - Duolingo. Оно призвано учить языкам не только эффективно, но и в увлекательном формате. Его создатели утверждают, что за 34 часа с Duolingo можно освоить массив знаний, идентичный содержанию программы одного семестра языкового курса в университете.
Постдок ИСЯМКиМ Антонио Карлуччио на конкретных примерах методики Duolingo, объяснил, что подобный подход не сравним с программой обучения университета, и поделился результатами своего исследования.
Исследование было ограничено первыми 23 уроками бесплатной версии приложения. Язык изучения – русский, язык использования приложения – английский. Программа этих 23 уроков нацелена на изучение навыков, связанных с падежами русского языка. Антонио сделал вывод, что нельзя установить, насколько точно программа Duolingo соответствует аналогичному этапу изучения иностранного языка в университете. Онлайн-платформа предоставляет информацию о большей части основных понятий, необходимых для овладения грамматической падежной системой русского языка. Однако в рамках первых 23 уроков не упоминаются творительный падеж и формы множественного числа дательного и предложного падежей.
Другое важное замечание: по сравнению с академическим подходом, в котором применяется дедуктивный метод обучения, приложение не предоставляет схем или объяснений. Обучение строится на индуктивном методе: пользователь путем упражнений осваивает шаблоны разговорной речи.
По мнению Антонио, комбинация академического и игрового подходов может пригодиться учащимся только на начальном уровне: Duolingo действительно поможет закрепить навык уверенного составления простых предложений. Именно поэтому некоторые пользователи и преподаватели рассматривают эту онлайн-платформу как хороший инструмент для первого погружения в мир иностранного языка перед посещением формального курса.
На более профессиональном уровне приложение никак не поможет ученикам улучшить свое владение языком, поскольку количество примеров достаточно ограничено, а приложение не предоставляет тексты длиннее одного предложения (для изучения русского языка).
Уверенно владеющий языком студент не получит никакой пользы. Приложение Duolingo может быть лишь вспомогательным инструментом для закрепления языковых навыков вне университетских аудиторий.
Около 200 участников из России и 20 стран мира встретились на Всероссийском междисциплинарном научном семинаре с международным участием «Право в медицине. Медицина в праве: точки соприкосновения». Тема — «Счастливое материнство: нерешенные проблемы акушерства, гинекологии и перинатологии».
Почему люди стали уделять внимание гигиене? Зачем появилась диспансеризация? Кто сделал медицинскую помощь общедоступной и бесплатной? Все эти вопросы напрямую связаны с Николаем Семашко, выдающимся руководителем здравоохранения, создателем отделения санитарного просвещения, педагогом, врачом и ученым в области социальной гигиены.
В 2024 году в РУДН стартовал прием заявок на новую ежегодную премию за научные достижения в области химии. Награда учреждена для признания вклада в фундаментальные и прикладные исследования, а также заслуг в достижении Целей устойчивого развития ООН.