«Я в науке, потому что люблю свободу, творчество, умных людей с горящими глазами и результат», — Татьяна Ларина, доцент кафедры социологии РУДН
В декабре Татьяна Ларина, к.соц.н., доцент кафедры социологии РУДН стала победителем конкурса на право получения гранта Президента РФ с проектом «Разработка социологической методики диагностики группы риска экстремистского поведения среди молодежи».
Мы узнали у молодого ученого, о чем грантовый проект, о пути в науку и об идеях на будущее.
Татьяна, вы успешный молодой ученый, а как все началось? Какой путь вы прошли?
Примерно такой же, как и все молодые ученые — бакалавриат и магистратура кафедры социологии. Параллельно работала учебным мастером в социологической лаборатории. Затем была аспирантура и досрочная защита диссертации, работа на кафедре ассистентом — тогда, и доцентом — сейчас. Огромную роль играет поддержка кафедры и факультета. Путь очень насыщенный: были победы в конкурсах, которые позволили стать экспертом дипломных работ ВЦИОМ, стажировки, например, в управлении социально-политических исследований ВЦИОМ), стипендии Erasmus+ (неделя в Университете Порту (Португалия), где читала авторский курс; неделя в Университете Бабеш-Бойяи в Румынии) и многое другое. РУДН дает огромное количество возможностей реализовать потенциал.
Почему вас заинтересовала именно социология?
Я очень хотела поступить в РУДН и подавала документы только сюда, ходила на подготовительные курсы. Документы на специальность я переложила в последний день, но все самое лучшее и правильное в жизни происходит случайно, а случайности, как мы знаем, отчасти — проявления закономерностей.
В те времена социология еще не была так хорошо публично представлена. И сейчас мы сталкиваемся с некорректными представлениями о ней, когда все сводится только к опросам или интервью, без понимания специфики и методологии. Вот и я тогда слабо представляла, чем буду заниматься. А дальше началось все самое интересное — заинтересовывает не специальность, а люди. Именно мои педагоги зажгли интерес к социологии и к методологии социологических исследований. В РУДН сильнейшая социологическая научная школа, поэтому всем своим успехом я обязана моей кафедре и лично Жанне Васильевне Пузановой — моему учителю и наставнику.
Расскажите о вашем проекте, на который вы получили грант Президента. Поясните, что такое социологическая методика и где она может найти применение?
Тема проекта — «Разработка социологической методики диагностики группы риска экстремистского поведения среди молодежи». Понятие экстремизма довольно сложное и широкое, поэтому проект ограничен определенными рамками. Я исхожу из того, что «группу риска» могут составить люди с определенными характеристиками — это люди определенного психотипа, социально инфантильные, с определенным уровнем эмоционального интеллекта, которые больше остальных подвержены влиянию.
При помощи опросов, фокус-групп и экспериментов, задействующих анализ невербальных реакций (это моя специализация), планируется установление области интересов, тематик, которые связаны с экстремизмом и в то же время привлекательны для молодежи. Отдельно акцентировано внимание на проблематике fake-news и сект. В итоге получим комплексный валидизированный (проверенный) инструментарий, который эту «группу риска» может выявлять по индикаторам. Планируем разработать рекомендации по антиэкстремистской профилактике. Это может быть полезно для воспитательной работы вузов.
Грант для вас — неожиданность? Или вы были в себе уверены?
Наша научная школа не первый год занимается темой экстремизма, поэтому надежда, конечно, была, но это не значит, что результаты не стали неожиданностью. Это всегда приятно! И ценно получить шанс отразить смелые идеи по сочетанию социологической методологии и социальной психологии.
Что вас больше всего мотивирует заниматься исследованиями?
Самое интересное в науке — это то, что ты никогда не будешь скучать и не имеешь права остановиться. Как только случается стагнация — наука заканчивается, ты не можешь прогрессировать сам и не заинтересуешь других, именно поэтому я стараюсь постоянно учиться чему-то новому (Lifelong Learning, одним словом). Наука в принципе мотивирует к активной жизненной позиции.
Как родные поддерживают вас?
Поддержка родителей на каждом этапе привела меня туда, где я сейчас. Для меня было бы странно, если бы близкие люди и друзья не поддерживали в чем-то. В сложные периоды очень помогает фраза, которую они мне говорят — все пройдет, пройдет и это.
Наука сейчас привлекательна для молодежи?
Я вижу рост интереса к науке в последние годы — это согласуется и с направлениями государственной политики, безусловно. Обычно студенты уже к концу бакалавриата понимают, интересна им научная деятельность или нет. Магистратура этот интерес закрепляет или корректирует. В аспирантуру уже идут, по большей части, сознательно, но далеко не все могут защитить диссертацию, потому что это требует определенной степени самоорганизации и дисциплины, а не только большого желания. Сейчас я уже довольно четко вижу, у кого из студентов получится в науке, а кому идти по этому пути не стоит.
Как понять студенту, стоит идти в науку или нет?
Понять это, на мой взгляд, можно по следующему признаку — если по завершении какого-то исследования Вы задаете себе вопросы: «А что еще может помочь объяснить полученные данные?», «Что я могу сделать, чтобы еще глубже понять проблему?», «Как можно изменить дизайн исследования и что это даст?», «Изменятся ли эти данные спустя год? Два?» и т.д. Если таких вопросов не возникает, то вам скорее не интересна наука, потому что наука — это здоровое любопытство. Есть хорошая аналогия с окном — можно смотреть на окно, можно смотреть из окна, а можно смотреть из окна и пытаться увидеть больше, чем охватывает взор. Именно третья перспектива открывает путь в науку.
Как вы себе представляете идеальное будущее, когда в вашей научной сфере все получится и все сбудется?
Мое идеальное будущее начинается сегодня, меня еще никогда в жизни не подводил мой любимый принцип «Делай, что должно, и будь, что будет».
Продолжите фразу: «Я в науке, потому что...»
Люблю свободу, творчество, умных людей с горящими глазами и результат.
В соответствии с поступившим в РУДН от СМИ запросом о лишении ученой степени кандидата медицинских наук Ваганова Алексея Геннадьевича, защитившего диссертацию на тему «Клинико-экспериментальное обоснование выполнения гастростомии с использованием полипропиленового экспланта» для исключения любой интерпретации ответов университета, мы публикуем комментарий на официальном сайте РУДН.
Сборник состоит из двух томов и включает биографические сведения о российских демографах, их научных исследованиях. Первый том посвящён исследованиям дореволюционного периода, второй — трудам советского времени и современности.
На базе института экологии РУДН создали Центр зеленой дипломатии. Среди задач — интеграция результатов научно-практической деятельности в развитие международных отношений в природоохранной сфере. Также специалисты центра будут сопровождать корпоративный сектор в решении различных экологических задач.