Актуальные проблемы организации приема, обучения и пребывания иностранных граждан в российских вузах обсудили в РУДН
В рамках двух дискуссионных площадок «Организация приема и обучения иностранных граждан в российских организациях высшего образования в современных условиях: состояние, опыт, проблемы» и «Миграционное законодательство в части приема, обучения и пребывания иностранных граждан в вузах Российской Федерации: проблемы и пути их решения» более 300 представителей российских вузов обсудили вопросы отбора иностранных граждан на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты, проведения приемной кампании в условиях пандемии COVID-19, миграционного учета и административной ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Модератором совещания выступила проректор по международной деятельности РУДН Лариса Ефремова.
«В условиях сложной эпидемиологической обстановки, в течение последних двух лет мы с вами, главным образом, общаемся в онлайн формате и вынуждены отвечать на новые вызовы и вопросы, которые нам приходится решать быстро, гибко, оперативно, своевременно с учетом действующего российского законодательства, не забывая про законы других стран, менталитет и культуру других народов. Наша работа направлена на неизменный рост качества российского образования, в том числе в рамках выполнения задач, которые поставлены перед нами Правительством Российской Федерации — увеличить к 2024 г. численность иностранных студентов в российских вузах до 425 тысяч.
Сегодня в многоаспектную стратегию работы с иностранными студентами входит широкий комплекс мер: от разработки общих методических рекомендаций по стране до пересмотра регламентов приема и сопровождения иностранных обучающихся в конкретных вузах. Рассчитываю, что наш диалог сегодня состоится в конструктивном ключе, обмен опытом будет полезным и исчерпывающим», — Наталья Трухановская, директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России.
Об особенностях приема иностранных граждан в пределах квоты Правительства РФ 2021/22 учебного года в сравнении с приемом прошлого учебного года рассказал заместитель директора департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Алексей Левченко.
Он отметил, что численность иностранных граждан, принятых на обучение в образовательные организации Российской Федерации в 2021/22 учебном году увеличилась на 1,5% и составила 99 639 человек. Студенты из Азии составляют наибольшую группу иностранных студентов — 60,7 %, из них 40,4% это студенты из стран СНГ. Самыми популярными среди зарубежных студентов остаются университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Татарстан, Ростовской области и Томска. Наиболее популярными направлениями у иностранных студентов в 2021/22 учебном году традиционно остаются лечебное дело, экономика, менеджмент, международные отношения, юриспруденция. В своем выступлении также спикер подробно остановился на новом порядке отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты Правительства Российской Федерации, который вступит в силу с 1 января 2022 года.
С новым инструментом привлечения иностранцев на обучение в российские университеты познакомил участников вебинара заместитель руководителя Россотрудничества Павел Шевцов. Эксперт подчеркнул, что квота на образование иностранных граждан в российских вузах за счет федерального бюджета в 2022 году будет увеличена до 23 тыс. человек. С целью привлечения иностранной талантливой молодежи для обучения в образовательных и научных организациях РФ Россотрудничество разработало и внедрило Суперсервис «Образование в Российской Федерации». К концу 2024 года планируется достижение показателя Суперсервиса 3 000 000 уникальных пользователей, получающих доступ к образованию на русском языке и по российским образовательным стандартам, в том числе просто изучающим русский язык дистанционно. Внедрение Суперсервиса позволит в 5 раз уменьшить временные трудозатраты абитуриентов при поступлении.
Успешным кейсом набора и приема иностранных студентов в условиях COVID-19 поделился с участниками встречи проректор по международной деятельности Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Дмитрий Арсеньев. Он рассказал, что на сегодняшний день в университете обучается 7200 иностранных студентов из 105 зарубежных стран, преимущественно Китая и СНГ. К 2025 году университет поставил перед собой амбициозную цель — увеличить количество иностранных студентов на 25% и внебюджетный доход от экспорта образования в два раза. Для этого университет развивает и внедряет современные цифровые технологии маркетинга: осуществляет комплексную работу в социальных сетях, вкладывается в таргетированную рекламу, развивает иноязычные сайты университета, проводит on-line выставки, вебинары и прямые эфиры в приоритетных регионах.
О работе Ситуационного центра Министерства науки и высшего образования рассказал его руководитель Антон Гудзь. По его словам, для поддержки иностранных студентов и образовательных организаций высшего профессионального образования в условиях неблагополучной обстановки, вызванной новой коронавирусной инфекцией, Минобрнауки был создан Ситуационный центр. За прошедший период сотрудники центра ответили на различные вопросы, касающиеся въезда на территорию РФ иностранных обучающихся, соблюдения противоэпидемиологических мероприятий, включая вакцинацию, организации работы общежитий в условиях пандемии, организации дистанционного обучения, получения визовой поддержки иностранных студентов и многие другие.
Модератор совещания, проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов рассказала участником, что с целью объединения потенциала российских университетов по формированию и продвижению бренда российского образования и науки за рубежом на базе РУДН создан Центр компетенций по работе с иностранными студентами. В рамках деятельности центра было проведено 5 вебинаров для представителей международных служб вузов России и 7 вебинаров для иностранных студентов, на которых обсуждались особенности организации учебного процесса для иностранных обучающихся в период пандемии коронавируса. Проведены вебинары с представителями дипломатических миссий, в ходе которых утвержден план мероприятий по набору иностранных граждан и продвижению образовательных услуг в зарубежных странах. Запущен проект «Институт Послов российского высшего образования».
О новом в миграционном законодательстве в части приема, обучения и пребывания иностранных граждан в российских вузах рассказал заместитель начальника управления разрешительно-визовой работы ГУВД МВД России Армен Оганесян.
Подводя итоги совещания, участники обозначили приоритетные, на их взгляд, аспекты дальнейшей совместной работы.
Справочно
Организаторами встречи выступили Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Российский университет дружбы народов.
Сегодня прошел «Марафон цифровых кафедр» для 12 университетов Центрального федерального округа. РУДН – среди них. Университет взял серебро по итогам выступлений. Оценка складывалась из голосования зрителей в режиме реального времени – учитывалась презентация каждого представителя команды: студента, преподавателя, руководителя цифровой кафедры. Также свою оценку давало экспертное сообщество.
Российский университет дружбы народов, аккредитованный в качестве первого в России органа по валидации и верификации парниковых газов, успешно прошел экспертную оценку и расширил спектр услуг, предоставляемых российским компаниям. Помимо предприятий сферы металлургии, энергетики, животноводства, химической, добывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, а также производства цементов и изделий из него, процедуры валидации и верификации парниковых газов в РУДН теперь стали доступны для производителей автотранспорта и организаций, которые осуществляют обращение с отходами.
Всего на страну — 3 победителя, РУДН — один из них. Научный исследовательский институт молекулярной и клеточной медицины медицинского института РУДН станет клинической базой в сфере генетических исследований для терапии сарком мягких тканей. Проект рассчитан на 4 года.