Философская компаративистика: перекрёстки культур
Философские традиции и современный мир: Россия – Запад – Восток
Цель направления – поиск путей совместного прочтения духовного и культурного наследия народов мира как высокого призыва к диалогу цивилизаций. Эта работа предполагает активное взаимодействие многонационального коллектива ученых, преподавателей, аспирантов, студентов из России и зарубежных стран.
Российский университет дружбы народов получил признание международного сообщества именно как центр диалога цивилизаций. Тема диалога между цивилизациями определена в качестве стратегической цели ЮНЕСКО, что способствует проведению комплексных научных и образовательных программ.
Восток – Запад: глобализация и культурная идентичность
В условиях глобализации одной из центральных стала проблема идентичности, представляемая в различных ракурсах и обладающая различными коннотациями. В рамках направления предполагаются исследования ценностно-смысловых и традиционных механизмов: религии, культуры, гуманитарной сферы. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость исследования новых методологий изучения различных религиозно-философских (прежде всего, восточных) традиций, среди авторов которых приоритет отдается исследователям не только с общим историко-философским образованием, но и специализированно занимающихся конкретной религиозно-философской традицией (глубокое знание языков, истории, культуры и т. п. изучаемой традиции). В этом смысле философы РУДН как нельзя лучше отвечают указанному требованию. Здравое и взвешенное отношение к представителям иных традиций должно базироваться на понимании того, что, собственно говоря, происходит в религиозном сознании, чем оно обусловлено и какие структуры лежат в его основе. Именно эти вопросы являются центральными для философов РУДН. В результате исследований предполагается выработка конкретных механизмов по преодолению дихотомии Восток-Запад.
Европа – Россия: проблема межкультурной коммуникации
Направление будет включать прежде всего исследование эвристического потенциала русской религиозной философии и русского неокантианства. Оно будет сосредоточено на социально-политическом, гуманистическом и религиозно-философском векторах исследования актуальности русской философской мысли. В частности, русское неокантианство являет собой альтернативу постмодернизму в обосновании гуманистических идей. Предлагая радикально новые принципы и подходы, созвучные постмодернистским, критический идеализм неокантианства в этическом измерении мышления отчетливо демонстрирует возможности этого мышления, критического по отношению к действительности и открытого к самым различным вариантам своего развития.
Также акцент будет сделан на анализе концепта этического социализма, с рассмотрением проблем социального воспитания и общественного устройства, межконфессионального и межрелигиозного диалога на рационально-этических началах. Русская философская мысль заявляет о себе как о философии культуры. И этот концепт культуры, воспринимающий ее как целостный феномен и построенный на диалогических началах, востребован в современных дискуссиях о культуре.
Результатом исследований данного направления должна стать убедительная демонстрация востребованности, актуальности и глубокого научного потенциала русской философской мысли для выстраивания взаимодействия с европейскими странами на диалогических началах.
Научно-технологическое развитие и этическая парадигма XXI века
На современном этапе одним из ключевых факторов цивилизационного и культурного развития становится непосредственное влияние научно-технического прогресса. В рамках направления предполагаются исследования новых моральных коллизий, порожденных глобальной информатизацией общества. Развитие медицинских и биотехнологий, виртуализация социальной жизни, разработки в области искусственного интеллекта актуализируют исследование социальных и культурных изменений, степень новизны которых позволяет говорить о формировании новой этической парадигмы - этики научно-технологического и информационного общества, важной составляющей которой становится нравственная мотивация и ценностная нагруженность профессиональной деятельности личности. Исследования широкого спектра профессионально-этических проблем в контексте развития информационного общества является главной задачей философов РУДН – классического университета, где профессионально-этические курсы читаются практически на всех направлениях подготовки: естественнонаучных, медицинских, инженерных, социально-гуманитарных. В результате исследований предполагается выработка новых механизмов профессионализации личности, творческого насыщения профессиональной деятельности, развития нравственной мотивации профессионального роста.
Воспитание молодежи: проблема формирования жизненных ценностей в условиях информационного общества
Важной особенностью процессов информатизации общества является глобализация индивидуального и общественного сознания. Новая информационная среда нацеливает на формирование определенных мировоззренческих и аксиологических приоритетов, в соответствии с которыми изменяются и воспроизводятся ценностные и культурные характеристики информационного общества. В рамках исследования планируется осуществить комплексный этико-философский анализ ценностных ориентаций современной молодежи, в том числе, ценностей, которые в современном мире признаются как основополагающие и консолидирующие общество (например, дружба народов, профессионализм, социальная ответственность), отражающиеся в деятельности современных вузов, в их образовательной, исследовательской и воспитательной политике. Для решения этой задачи у философов РУДН есть уникальные возможности. Исследование данной проблемы будет осуществляться в контексте реализации в РУДН проекта «Жизненные ценности РУДН» и проекта Международной ассоциации вузов Magna Charta Universitatum. По итогам исследования планируется разработка новых технологий воспитания студенческой молодежи, с учетом ценностных ориентаций, в контексте широкого применения информационно-коммуникационных технологий.