Нефтегазовое дело
Технологии разработки морских месторождений на больших глубинах
Опыт освоения нефтегазовых ресурсов шельфов морей и океанов, несмотря на большие капитальные вложения показал, что добыча углеводородного сырья из морских месторождений дает значительную выгоду. Прибыли от продажи нефти и газа, добытых на шельфе, перекрывают расходы в 4 раза. Затраты на поисково-разведочные работы в акваториях составляют от 10 до 20 % от общих затрат на освоение морских месторождений. Общие капитальные вложения в разработку морских месторождений нефти и газа зависят от климатических условий, глубины и отдаленности месторождения от береговых баз обслуживания, от извлекаемых запасов месторождения, дебитов скважин, автоматизации всего процесса бурения, обустройства морских промыслов, добычи, промыслового сбора, подготовки и транспортировки нефти и газа в морских условиях. Основной целью данного направления является обоснование технических и технологических параметров и характеристик освоения месторождений шельфа с учетом обеспечения промышленной и экологической безопасности разработки месторождений. Это достигается на основе обоснование выбора типов сооружений и оборудования для проведения поисково-разведочных и эксплуатационных работ, определения типа базовой конструкции и основных технических характеристик стационарной платформы для разработки месторождений нефти и газа на шельфе, анализа вариантов и выбор оптимальных технологических схем разработки и обустройства месторождений, включая бурение скважин разного назначения и обоснование транспортных систем.
Технологии морской транспортировки компримированного и сжиженного природного газа
Около четверти мировых доказанных запасов природного газа находится в шельфовых месторождениях, эксплуатация которых нерентабельна из-за того, что они малы или находятся слишком далеко от берега. Реализация попутного газа нефтяных месторождений на шельфе в большинстве случаев невозможна по причине отсутствия необходимой инфраструктуры, поэтому его или сжигают, или закачивают обратно для поддержания пластового давления. Решение этой задачи возможно при использовании технологий морской транспортировки сжатого (компримированного) природного газа. Морская транспортировка сжатого природного газа является альтернативой транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) на расстояние до 3000 морских миль. Газ перевозится на судне под высоким давлением и при температуре окружающей среды. Основными преимуществами транспортировки сжатого природного газа перед транспортировкой СПГ является то, что не надо строить дорогостоящие заводы по сжижению газа (около $1.5 млрд.), хранилища и заводы по регазификации ($500млн.). В роли хранилища выступает сам транспорт — судно (около $250 млн.), а газ закачивается с помощью компрессорной станции ($150-350 млн.), которая может быть установлена как на берегу, так и на самом судне. Главной целью данного направления является технико-экономическое обоснование применения технологий морской транспортировки природного газа средних и малых морских месторождений газа. Поставленная цель может быть достигнута на основании: обоснования многовариантных схем добычи и морской транспортировки природного газа с использованием экономико-математических моделей; разработки методики по выбору оптимального расположения места для строительства завода и экспортного терминала; оценка рисков принятых схем добычи и морской транспортировки природного газа.
Технологии космического мониторинга территорий и акваторий месторождений углеводородного сырья для обеспечения промышленной и экологической безопасности при их разработке
Космические данные используются в комплексе с ГЛОНАСС/GPS-наблюдениями для мониторинга реализации крупнейших проектов добычи и транспорта нефти и газа, обнаружения опасных явлений в зонах ответственности нефтегазовых компаний, оценки последствий аварий и природных катастроф, а также контроля хода выполнения работ по их устранению. Движения земной поверхности, в том числе и связанные с разрывными нарушениями, геокриологическими и другими экзогенными процессами, представляют реальную угрозу безопасному функционированию зданий и сооружений нефтегазовых промыслов. При отборах газа и нефти из недр возникает падение пластового давления в коллекторах, приводящее к смещениям земной поверхности. Такие смещения могут достигать значительных величин (месторождение Белридж Калифорния) и приводить к разрушениям скважин, газопроводов и т.д. Не менее важное применение космический мониторинг находит и при решении экологических задач. Таким образом, целью данного направления является разработка технологий оценки текущего состояния объектов добычи, переработки и транспортировки на основе космической информации для предупреждения аварий на территориях и акваториях месторождений нефти и газа при их разработке. Поставленная цель достигается на основе решения задач: разработки методов геоинформационного моделирования нефтегазоносных территорий и акваторий; анализа и визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о природных, технических и техногенных объектах; классификации месторождений нефти и газа по степени природной и технической опасности; разработки методов прогноза опасных процессов и явлений при освоении месторождений нефти и газа, а также предупреждения аварийных ситуаций для исключения потерь углеводородов и ущерба нефтегазовых компаний.