Билингвокультурная адаптация: эффективность общения в контексте итало-русского двуязычия
Год 2019-2020
Департамент Научно-образовательный институт современных языков, межкультурной коммуникации и миграций
Вопрос о детском многоязычии - один из самых сложных и активно изучаемых в мировом профессиональном сообществе. В последние годы количество семей, в которых говорят на двух и более языках, значительно возросло.
Интерес исследователей к различным аспектам феномена поддерживается динамическим развитием поликультурного и многоязычного общества. Сформированный навык межкультурного взаимодействия помогает билингву рассматривать общение с позиции двух культур, адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям, понять языковые, общекультурные, этнические особенности партнера по общению. А эффективность общения, в свою очередь, предполагает адекватность понимания.
Целевая аудитория исследования - дети-билингвы двух возрастных групп: от 5 до 11 лет и от 12 до 16 лет. Выбор в качестве целевой именно детской аудитории обусловлен тем, что ребенок-билингв обладает уникальной возможностью выступать в роли медиатора между двумя линвокультурами.
В качестве инструмента измерения уровня сформированности способностей и готовностей к осуществлению эффективного общения ребенка-билингва (на примере итало-русской билингвальной детской аудитории) будут использоваться языковые тесты на итальянском и русском языках. При этом будет проведен анализ образовательного потенциала языковых тестов как инструмента оценки эффективности общения в специфических условиях отсутствия языковой среды второго родного языка.
Исследование необходимо для развития системы детского языкового тестирования, где тест выступает не только как инструмент оценки степени сформированности коммуникативной компетенции, но и как способ измерения уровня сформированности способностей и готовностей к осуществлению эффективного общения ребенка-билингва. Проецирование результатов тестирования на содержание обучения обеспечит в перспективе его коррекцию с целью создания определенного комплекса условий для формирования у детской билингвальной аудитории способностей и готовностей к эффективному общению с представителями двух лингвокультур.
Будучи в данных условиях инструментом оценки эффективности коммуникации, тест помогает решать целый спектр методических задач, связанных с изучением второго родного языка, и, в свою очередь, способствует более успешному и быстрому формированию поликультурной личности.
Поддержка проекта
- Программа повышения конкурентоспособности РУДН «5-100»;
- Софинансирование – внебюджетные средства факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН.
- Определение теоретического понятия билингвокультурной адаптации ребенка.
- Обоснование теоретической модели билингвокультурной адаптации как совокупности способностей и готовностей к осуществлению эффективной коммуникации в двух разных лингвокультурах: итальянской и русской.
- Разработка линейки языковых тестов для детей (на русском и итальянском языках) как инструмента измерения уровня сформированности способностей и готовностей к осуществлению эффективного общения с представителями двух лингвокультур.
- Анализ образовательного потенциала языковых тестов как инструмента оценки эффективности общения ребенка-билингва в специфических условиях отсутствия языковой среды второго родного языка.
- Разработка методических рекомендаций по содержанию обучения русскому языку для детей-билингвов, изучающих второй родной язык в условиях отсутствия языковой среды.
Куновски Марина Николаевна
- Полученные результаты могут представлять интерес для лингвистики, социолингвистики, этнолингвистики, найти применение в теории и практике межкультурной коммуникации.