Этнолингвокультурологический скрининг потенциально опасных дискурсов в период пандемий «испанки» и коронавируса: трансформация вербально-паравербального поведения в странах Востока и Запада
Год 2021
Цель проекта выявить этнокультурную специфику представления информации о пандемиях в разных языках. Рассматривается период «испанки» как первая пандемия, в эпоху которой произошло становление пропагандистского дискурса с продвижением манипулятивных стратегий разного типа. Пандемия коронавируса актуализирует наработанный опыт времен «испанки», однако в силу более развернутого корпуса дискурсов более вариативно представлена в современных СМИ. Коллектив сравнит изображение потенциальных социальных опасностей в 1918-1920 гг. и 2019-2020 гг. в массмедийном дискурсе.
Информационно-новостной дискурс связан с манипуляцией общественным мнением, провоцированием социальных конфликтов, он имеет стратегическое значение для сохранности государства и общества.
Предлагается создать лингвистический классификатор потенциально опасных текстов (ПОТ) в массмедийном дискурсе на примере большого количества текстов о социальных опасностях. Лингвистический классификатор с созданием семантической разметки как этап предварительной работы для последующего анализа психолингвистических и социокультурных механизмов воздействия ПОТ.
Основные гипотезы исследования:
- пандемия – системный феномен, успешность преодоления которого связана как с контекстом ситуации, в которой он реализуется, так и с индивидуальными психолингвистическими характеристиками;
- мотивационный профиль ковид-диссидента, ковидного больного, ковидного эксперта актуализируется в сложных и опасных ситуациях, в том числе, характеризующихся дефицитом времени и информации для принятия решений в психологически сложном локусе;
- эффективность пандемийной культуры обусловлена степенью погружения в социальный контекст: ковид-эксперты, имеющие жизненный опыт в экстремальных ситуациях, лучше предсказывают стимулы, связанные с опасностью через интуиционные образы, реализованные с достаточным уровнем детализированности и уверенности, преимущественно посредством кинестетической модальности. В связи с этим их описания отражают внутренние инсайты и представляют интерес для скрининга мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта.
Параметры эффективного неосознанного выбора вербальных и паравербальных средств (аудио-, видео-, фото, рисунки) обусловлены собственно лингвистическими, индивидуально-психологическими, этносоциальными, гендерными и иными характеристиками ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта.
Задачи исследования
- проанализировать представления об онтологической сущности и психолингвориторических механизмах феномена пандемии;
- разработать концепцию феномена личностных параметров мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта. и выделить теоретические основания для создания технологий использования в различных прикладных аспектах;
- разработать комплексный подход к целостному описанию феномена пандемийной культуры с учетом экстралингвистических и собственно лингвистических свойств, характерных как для деятельности ковид-диссидента, так и ковидного больного, ковид-эксперта;
- разработать основы медицинской миграциологии (лечебный/ медицинский туризм), пандемийной миграциологии.
Задачи в эмпирической части исследования:
- разработать и апробировать комплексные методы, направленные на оценку параметров мотивационного профиля ковид-диссидента, так и ковидного больного, ковид-эксперта в рамках объективного (с помощью компьютерных программ и онлайн процедур для экспериментального тестирования эффективности пандемийной поведенческой культуры) и субъективного (нарративы, опросники параметров пандемийного поведения как в структуре саморегуляции ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта, так и структуре самого массмедийного пандемийного дискурса, опросник представлений о своих мотивах, побудивших к опреленному типу поведения в период пандемии), диагностических подходов;
- изучить механизмы и способы адаптации/ реадаптации ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта с позиции всех субъектов пандемийных отношений, в том числе на основе интегративного подхода;
- выявить и описать факторы эффективности пандемийной культуры на основе выраженности параметров мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта и контекстно-ситуационных характеристик (этноконфессиональный и социальный опыт, наличие/ отсутствие опасности в ситуации пандемии и изоляции/ самоизоляции);
- провести кластеризацию мотивационного профиля языковой личности ковид-диссидента, ковидного больного, ковид-эксперта как основы обеспечения удовлетворенности пандемийной культурой и решения интраперсональных проблем в сфере мотивологии;
- провести прогностический мониторинг современных текстов о пандемии с целью прогнозирования возможности/ невозможности совершения антисоциального поведенческого перехода.
Перечень РИД по проекту
- Irina S. Karabulatova, Margarita D. Lagutkina, and Stefania Amiridou. The Mythologeme “Coronavirus” in the Modern Mass Media News in Europe and Asia. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 2021 14(4): 558–567 (Скопус/ Вос/ ВАК, Q2)
- Entina, T., Karabulatova, I., Kormishova, A., Ekaterinovskaya, M. & Troyanskaya, M. (2021). Tourism Industry Management in the Global Transformation: Meeting the Needs of Generation Z. Polish Journal of Management Studies, 23(2), 130-148. DOI: 10.17512/pjms.2021.23.2.08 (Scopus, WoS, Q1)
- Karabulatova, I., Ldokova, G., Bankozhitenko, E., Lazareva,Yu. (2021). The role of creative musical activity in learning foreign languages, Thinking Skills and Creativity, 41, 100917, https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100917 (Scopus, WoS, Q1).
- Ruan Yu., Karabulatova I.S. The Experience of the Loss of the Motherland by Representatives of Russian Emigration in the Chinese Provinces (1905−1917). Bylye Gody. 2021. 16(3): 1501-1510. DOI: 10.13187/bg.2021.3.1501 http://ejournal52.com/journals_n/1630573364.pdf (Scopus, WoS, ВАК, Q1).
- Sun Y., Kalinin O.I., Ignatenko A.V. The use of metaphor power indices for the analysis of speech impact in political public speeches // Russian Journal of Linguistics. - 2021. - Vol. 25. - N. 1. - P. 250-277. doi: 10.22363/2687-0088-2021-25-1-250-277
- Lagutkina, M. D., Karabulatova, I. S., Savchuk, I. P., Onina, S. V.., Nurgalieva, M. E. Siberia as a trigger of geopolitical conflictogenic media discourse. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, October (Scopus, WoS, ВАК, Q2)
- Karabulatova I.S., Anumyan K.S., Shabambayeva A.G., Kenzhetayeva G. K., Krivenko G. A. Methods of objectification of the category “SURPRISE” in the emotive space of migrant-oriented discourses of post-Soviet countries: based of the material of Russia, Armenia, and Kazakhstan. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, October (Scopes, WoS, ВАК, Q2)
- Karabulatova I. S., Katssina T. A. Features of the manipulative style of the Siberian press during the First World War and Civil War in Russia. Terra Sebus, 2021, #13, December (Scopus, Q2)
- Karabulatova I.S., Aipova A. K., Butt S. M., Amiridou S. Linguocognitive conflict of digital and pre-digital thinking in online educational discourse during the pandemic: social danger or a new challenge? Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 2021, October (Scopus, WoS, ВАК, Q2) – December
- Temirgalinova A., Karabulatova I., Amiridou S., Erina I. Case-method in the formation of communicative ethnopedagogical competence of a foreign language teacher: based on the material of Russia, Greece, and Kazakhstan. European Journal of Contemporary Education -(Scopus, WoS, ВАК, Q2) – December
- Svetlana Zubanova, Elvira Didenko & Irina Karabulatova Location-based mobile learning system facilitating English learning. Interactive Learning Environments. DOI: 10.1080/10494820.2021.1983609 2021 (Scopus Q1, WoS)
- Islamova Y.V., Baksheeva M.G., Vykhrystyuk M.S., Karabulatova I.S. Semantics and etymology of substrate hydronyms of the Lower Konda. Bulletin of Ugric Studies Том 10, Выпуск 4, Страницы 662 – 671. 2021 (Scopus, WoS)
- Su Yu Zhang, Margarita Lagutkina, Kevser Ovaz Akpinar, Mustafa Akpinar. Improving performance and data transmission security in VANETs. Computer Communications. Volume 180, 1 December 2021, рр.126-133, https://doi.org/10.1016/j.comcom.2021.09.005 2021
- Karabulatova, I.S., Lagutkina, M.D., Borodina, N.V., Streltsova, M.A., & Bakhus, A.O. Formation of ethnosocial identity in the matrix of media discourse. Amazonia Investiga. 10(43), 234-247. https://doi.org/10.34069/AI/2021.43.07.23 2021
- Lin, Y., Karabulatova, I.S., Shirobokov, A.N., Bakhus, A.O., & Lobanova, E.N. Cognitive distortions in the reflection of civic identity in China: on the material of Russian-language media of East and Western. Amazonia Investiga 10(44), 115–125. https://doi.org/10.34069/AI/2021.44.08.11 2021
- Ryakhovsky D. I., Zvorykina, T. I., Lagutkina, M. D., Muhana Lujin, Meshkov P. Ya. Development of Domestic Tourism in Pandemic Environment: National Programs of Support for the Industry. Revista Geintec-Gestao Inovacao E Tecnologias. Vol. 11 No. 4, pp. 770-781, DOI: https://doi.org/10.47059/revistageintec.v11i4.2145
- Sautieva F. B., Radzhabov I.M., Karabulatova I.S., Pakhomenkova O.M. Mythologization of inner space of the North Caucasus and folklore. Revista de Tecnología de Información y Comunicación en Educación. Volumen 15, 2. Mayo-agosto 2021, p. 292-305. DOI: https://doi.org/10.46502/issn.1856-7576/2021.15.02.22
- Cоздание стройной системы этнопсихолингвокультуры пандемии в сравнительном историко-типологическом аспекте, где точкой отсчета послужила «испанка» Первой мировой войны, а на современном этапе – массмедийный дискурс о коронавирусе в социальных медиа, для составления мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного, ковидного эксперта.
Карабулатова Ирина Советовна
- Полученные результаты и выводы исследования позволяют систематизировать сведения об особенностях вербальных стратегий культуры пандемии в синхронии-диахронии, новые подходы к практическому решению проблемы взаимоотношений между ковид-диссидентами, ковидными больными и ковид-экспертами, что даёт возможность выработать программы по социокультурной и этноконфессиональной толерантности в ситуации ярко-выраженного противопоставления и социальной стигматизации коронавируса.
- Параметризация мотивационного профиля ковид-диссидента, ковидного больного и ковид-эксперта позволили разработать меры противодействия социальной шизофрении, экстремизму и терроризму в условиях социального прессинга, обозначить реперные точки таких социальных опасностей, выработать реальный механизм сохранения идентичности в условиях размывания здоровьесберегающих основ современной личности.
Греция
Университет был создан в 1973 году. Сегодня университет состоит из восьми школ: Школа гуманитарных, Инженерная школа, Юридическая школа, Школа сельскохозяйственных наук, Школа педагогических наук, Школа экономических и социальных наук, Школа медицинских наук и Физическое воспитание и спортивные науки и восемнадцать кафедр. В университете учатся более 25 тысяч студентов.
Филологический факультет
Гуманитарные и социальные науки
Китай
Университет в Хайкоу провинции Хайнань. Это старейшее высшее учебное заведение на острове Хайнань. Состоит из 15 факультетов и 18 исследовательских институтов. 36 программ бакалавриата и 17 магистерских. Имеет 2 исследовательских лаборатории регионального значения.
Филологический факультет
Гуманитарные и социальные науки
Китай
Университет в городе Далянь, провинция Ляонин. Находится в ведении провинциального правительства. Имеет в своем составе 24 института, 42 специальности, 35 магистерских программ. Обучается около 10000 студентов.
Филологический факультет
Гуманитарные и социальные науки