Оценка состояния карстовых экосистем с целью развития и сохранения часто посещаемых карстовых пещер России и сопредельных территорий (Абхазии), разработка методологии мониторинга состояния подземных экосистем в условиях антропогенной нагрузки
Год 2017-2020
Проект реализуется на базе Экологического факультета.
Карстовые пещеры играют важную роль в сохранении и природной самоочистке вод, а кроме того, обладают уникальным микроклиматом, газовым составом и минеральными обстановками и являющихся местом обитания организмов с уникальными и потенциально полезными свойствами.
Для всестороннего исследования пещер на экологическом факультете РУДН сформирован коллектив ученых, которые способны решать комплексные задачи и проводить анализ сложных систем. Есть сложившиеся контакты со специалистами смежных специальностей: географами, геологами, химиками, математиками. Важен и тот факт, что ученые РУДН готовы проводить натурные исследования, то есть имеют соответствующую спортивную спелеологическую квалификацию и приборную базу для изучения подземных объектов. Наработаны контакты с пещерными экскурсионными стационарами, ведутся исследования в Кунгурской пещере, пещерах Крыма и Кавказа, глубочайших и сложнейших пещерах планеты в Абхазии и за рубежом.
Задачи
- проанализировать основные физико-химические параметры пещер: состав пород, минеральных образований и отложений, микроклиматические параметры, газовый состав, радиационный фон.
- выявить основные диагностические виды и сообщества, которые наиболее показательны для оценки антропогенных изменений в карстовых экосистемах, провести анализ адаптаций видов на уровне особей и популяций, определить направление сукцессии в сообществах.
Перечень РИД по проекту
- Plastics biodestruction under the impact of caves micromycetes. Mazina S.E., Egorov M.I., Harlamova M.D. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2019.
- Biodiversity of phototrophs in illuminated entrance zones of seven caves in Montenegro. Kozlova E.V., Mazina S.E., Pešić V. Ecologica Montenegrina. 2019. Т. 20. С. 24-39.
- Bioindication of antropogenic load in caves Kinderlinskaya and Oktyabrskaya (Republic of Bashkortostan, Russia): comparative analysis of rocks and sediments micromycetes species' composition
- Mazina S.E., Arias P., Kharlamova M.D., Chernykh N.A., Baeva Yu.I. 18th International Multidisciplinary Scientific GeoConferences SGEM 2018 Conference proceedings. 2018. С. 157-164.
- Микромицеты пород и отложений пещеры Киндерлинская и почв в районе расположения пещеры. Мазина С.Е., Концевова А.А., Маннапова Р.Т. Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2018. № 3. С. 46-60.
- Экологические и гигиенические вопросы безопасности пещер. Мазина С.Е., Лащенова Т.Н. Вопросы географии. 2018. № 147. С. 342-362.
- Сообщества освещенной зоны подземных келий скального монастыря "Успение Божьей матери" заповедника старый орхей. Мазина С.Е., Попкова А.В. Юг России: экология, развитие. 2017. Т. 12. № 4. С. 138-146.
- Оценка состояния карстовых экосистем с целью развития и сохранения экскурсионных и часто посещаемых карстовых пещер России и сопредельных территорий (Абхазии), разработка методологии мониторинга состояния подземных экосистем в условиях антропогенной нагрузки, обеспечение безопасности посещения пещер.
Черных Наталья Анатольевна
- Результаты могут быть применены как в фундаментальных научных исследованиях: биоразнообразие, адаптации видов к подземной среде, биотехнологического потенциала подземных видов и др., так и для решения прикладных задач хозяйственной деятельности в пещерах (рекреация, музеефикация, экскурсионная деятельность, хозяйственная деятельность на поверхности карстовых массивов и пр.), и проблем сохранения уникальных пещер или их участков (палеолитическая живопись, карстовые подземные ландшафты, минеральные и ледяные образования и пр.).
Россия
Сегодня Московский университет — крупнейший классический университет России, в котором обучается более 45 тысяч человек из всех регионов страны (на разных формах обучения). В МГУ 40 факультетов (за последние 20 лет создан 21 факультет), 15 научно-исследовательских институтов, около 750 кафедр, отделов и лабораторий, Медицинский научно-образовательный центр.
Кафедра психологии и педагогики
2019 г.
Гуманитарные и социальные науки
Трансдисциплинарная интеграция в области устойчивого развития и ОУР.
Создана меметическая модель распространения идей устойчивого развития в общественном сознании.