Холина Вероника Николаевна

Холина Вероника Николаевна

Кандидат географических наук
Доцент, заведующая кафедрой , кафедра региональной экономики и географии

«Дорогу осилит идущий».

1986

Окончила факультет экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы (ныне — Российский университет дружбы народов, РУДН), специальность «Экономика и планирование народного хозяйства».

1986 - 1989

Аспирантка кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

1990

Защитила диссертацию на тему «Экономико-географический анализ эволюции типов сельского хозяйства Кении» на соискание ученой степени кандидата географических наук по специальности 25.00.24 «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география».

1989 - 1995

Ассистент кафедры экономической и политической географии экономического факультета, а руководитель Научного студенческого общества экономического факультета РУДН.

1996 - н.в.

Доцент, заведующая кафедрой экономической и политической географии (с 2003 г. – региональной экономики и географии) экономического факультета Российского университета дружбы народов.

2000 - н.в.

Действительный член Русского географического общества.

2002 - 2004

Получила грант Всемирного Банка и Национального Фонда подготовки кадров «Совершенствование системы экономического образования в Российском университете дружбы народов» на подготовку учебника «Основы экономики природопользования» для бакалавриата.

2003 - н.в.

Член учебно-методической комиссии Управления образовательной политики РУДН.

2006 - н.в.

Член Координационного совета Ассоциации Российских географов-обществоведов, комиссии по экономико-географическому образованию.

2006

Победитель конкурса Национального фонда подготовки кадров по созданию учебной литературы нового поколения за учебно-методический комплекс «География. Углубленный уровень». Награждена медалью Всероссийский книжной выставки в номинации «300 лучших учебников года» за учебник «Основы экономики природопользования».

2007 - 2008

Получила грант Национального Фонда подготовки кадров на разработку учебника для дистанционного образования по географии (профильный уровень), проект «Телешкола».

2010

Отраслевая награда Министерства образования и науки Российской Федерации - Нагрудный знак «За научные достижения в образовании России» («За развитие научно-исследовательской работы студентов»).

2010 - н.в.

Эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы (Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт – Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы» (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ).

2016

Курировала проект «Выявление приоритетных стран, ключевых партнеров и направлений подготовки для разработки, продвижения и реализации программ дополнительного образования (в том числе – по программам по русскому языку и обучению на русском языке) за рубежом)».

2017 - 2018

Ответственный исполнитель Национального Приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В результате работы над проектом удалось повысить привлекательность и конкурентоспособность российского образования на международном рынке образовательных услуг.

2018

Эксперт Министерства образования и науки РФ по подготовке и проведению Всероссийских олимпиад школьников по направлению «Экономика».

Преподавание

Читает курсы лекций студентам бакалавриата и магистратуры РУДН:

  • «Экономическая география»;
  • «Методики анализа региональных баз данных»;
  • «Политическая география»;
  • «Межгосударственные территориальные споры».

Руководитель и лектор по программам дополнительного образования РУДН:

  • «Россия в мире»;
  • «Реализация проектной деятельности в рамках стандартов нового поколения»;
  • «Конкурентоспособность отраслей российской экономики на мировых рынках»;
  • «Реализация проектной деятельности в рамках стандартов нового поколения»;
  • «Финансовое управление в секторах экономики: теория и практика»;
  • «Интерактивные проекты в преподавании экономической географии: российский и зарубежный опыт»;
  • «Конкурентоспособность отраслей российской экономики на мировых рынках»;
  • «Интерактивные методики и формирование индивидуальной траектории обучения социально-экономической географии в преподавании базовых, профильных и элективных курсов»;
  • «Организация проектной деятельности в преподавании экономической географии»;
  • «Социально-экономическая география: теория, методология, проектная деятельность»;
  • «Новая экономическая география: теория и практика».

Автор учебников и пособий:

  • Холина В.Н. География. Углубленный уровень. 10 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 8 изданий 2006-2020 гг., 496 с., илл., карт. Рекомендовано Минобразования и науки РФ Победитель конкурса НФПК по созданию учебной литературы нового поколения.
    Аннотация. Учебник является неотъемлемой частью УМК - победителя конкурса Национального фонда подготовки кадров (НФПК) по созданию инновационных учебно-методических комплексов. Он состоит из двух книг, в которых курс социально-экономической географии мира рассматривается на профильном уровне (210 ч. в 10 и 11 классах). Отдельные разделы учебника могут изучаться как элективные курсы.
    https://www.labirint.ru/books/422494/
  • Холина В.Н. География. Углубленный уровень. 11 кл.: учебник. - М.: Дрофа, 8 изданий 2008-2020 гг., 334 с., илл., карт. Рекомендовано Минобразования и науки РФ. Победитель конкурса НФПК по созданию учебной литературы нового поколения.
    Аннотация. Учебник соответствует ФГОС среднего общего образования и является частью УМК - победителя конкурса Национального фонда подготовки кадров (НФПК) по созданию инновационных учебно-методических комплексов. Курс социально-экономической географии мира рассматривается в учебнике на углублённом уровне (210 ч в 10 и 11 классах). Отдельные разделы учебника могут изучаться как курсы по выбору.
    https://www.labirint.ru/books/444778/point/gm/?point=gg19&utm_source=g_ads&utm_medium=cpc&utm_campaign=smart_shoping_main&product_partition_id=642224472163&product_id=444778&gclid=Cj0KCQjwwOz6BRCgARIsAKEG4FWraMWLGpAntROwwMGUs8sIPfEDroKTmR1W9XVnjnoC09uXzbamMH0aAgvQEALw_wcB
  • География: углубленный уровень: атлас для учащихся, студентов, преподавателей / под общ. ред. В.Н.Холиной. – М.: Дрофа, 8 изданий 2013-2019 гг. - 80 с.: ил., карт.
    Аннотация. Атлас является компонентом УМК В.Н.Холиной «География. 10-11 классы. Профильный уровень» и предназначен для учащихся старших классов общеобразовательных школ, абитуриентов, студентов младших курсов бакалавриата, а также для преподавателей средней и высшей школы.
    https://www.labirint.ru/books/492997/
  • Холина В.Н. География. 10 кл. Углубленный уровень: рабочая тетрадь к учебнику В.Н.Холиной «География. 10 класс. Углубленный уровень» / В.Н.Холина - М.: Дрофа, 6 изданий 2005-2019 гг., 112 с.
    Аннотация. Рабочая тетрадь является частью УМК «География. 10 класс. Углублённый уровень». Задания рабочей тетради соответствуют требованиям ФГОС среднего (полного) общего образования и направлены на развитие умения работать с информацией, анализировать её, обобщать и представлять. Ссылки на интернет-ресурсы позволят расширить представления по изучаемой теме.
    https://knigozor54.ru/catalog/uchebnaya_literatura/402926-geografiya_10_klass_rabochaya_tetrad_uglublyennyy_uroven_k_uchebniku_v_n_kholinoy_quot_geografiya_10/

Наука

  • Разработала и реализовала компетентностно-деятельностный подход в преподавании экономической географии на углубленном уровне. Содержание и тематика курса географии максимально приближены к реалиям современной жизни. Система комплексных заданий позволяет учащимся самостоятельно находить закономерности социально-экономического развития через работу с базами статистических данных и разработку собственных проектов, делать выводы, проявлять аналитические способности и умение работать в команде;
  • Разработала уникальную методику многофакторного анализа для выявления ключевых стран с целью продвижения русского языка и образования на русском языке (с учетом факторов социально-экономического развития, историко-культурных и экономических отношений с СССР и РФ).

Научные интересы

  • Географическое образование;
  • Мировой рынок образования, потенциала стран и регионов с точки зрения продвижения российского образования и русского языка;
  • Пространственная структура экономики стран различных социально-экономических типов;
  • География сельского хозяйства.
Учитывая растущий интерес международного бизнеса к сотрудничеству с современной Африкой и принимая во внимание укрепление позиций развивающихся стран в мире, авторы провели исследование внешней торговли африканских стран с целью выявления тенденций и новых сегментов для развития экономических отношений. Гипотеза состоит в том, что, несмотря на сложности национального развития, страны Африки смогли создать сегменты успешного развития за счет изменения структуры внешней торговли под влиянием процессов регионализации. Выводы могут быть использованы при разработке программ экономического сотрудничества со странами Африки в рамках реализации решений саммита и экономического форума «Россия - Африка», проходившего в России 24 октября 2019 г.
Статья посвящена исследованию динамики региональной структуры мировой золотодобывающей отрасли промышленности в 2010-2017 гг. Проведен анализ динамики региональной добычи, в ходе которого были выявлены социально-экономические и природные причины изменения объемов добычи в регионах мира в 2010-2017 гг.
В статье рассмотрено значение иностранных инвестиций в экономическом развитии Российской Федерации, проблемы при распределении иностранного капитала, а также, преимущества и недостатки прямого иностранного капиталовложения.
В условиях жесткой конкуренции ведущих мировых держав за сферы геополитического влияния важное значение для России приобретает реализация проектов и программ, направленных на продвижение русского языка и образования на русском в регионах мира. Выбор регионов и фокусных стран, в наибольшей степени отвечающих этим целям, - важная научная и практическая задача, решение которой позволит сделать проекты максимально эффективными. В статье представлен опыт решения этой задачи на основе использования методики многопризнаковой классификации. Выявлены основные факторы, влияющие на успешное продвижение русского языка и образования на русском, прослежена эволюция позиций стран Латинской Америки во внешнеполитической стратегии РФ, выявлены группы стран, различающиеся по потенциалу продвижения программ обучения русскому языку и образования на русском языке.
В статье рассматривается динамика внутрирегиональной торговли стран Африки под влиянием интеграционных процессов за последние 25 лет. На основании анализа региональной и товарной структуры экспорта и импорта, выявлено, что несмотря на снижение доли стран Африки в мировой торговле, происходит рост внутрирегионального товарооборота большинства региональных интеграционных объединений. Товарная структура внутрирегионального товарооборота семи ключевых интеграционных объединений Африки более диверсифицирована, чем в международной торговле.
Холина В.Н., Атюков И.Г. Республика Корея как внешнеторговый партнер Российской Федерации // Экономические науки, №141 – М.: Экономические науки, 2016, С. 81-86.
Анализируются история, современное состояние и перспективы развития торговых отношений между РФ и Республикой Кореей в 1990-2014 гг. Раскрываются этапы развития торгово-экономических и политических отношений, динамика товарной структуры экспорта и импорта, основные проблемы и противоречия экономических интересов, определяются пути их решения через диверсификацию российского экспорта, интенсификацию региональных связей. Выявляются приоритетные формы сотрудничества и взаимовыгодные интересы.