Культура якутов — это переплетение шаманизма и православия, традиционности и модерна. Корни для якутов играют огромную роль, что выражается в соблюдении обрядов, издавна совершаемых их предками. Самым главным праздником является ысыах, отмечающийся в промежутке с 10 по 25 июня, когда происходит обновление природы. Символом ысыаха выступает солнце — всегда долгожданное чудо в заснеженной Якутии. В его честь водят хороводы и надевают украшения, олицетворяющие небесное светило. Таким образом стараются достичь единения и установить связь с небом. В 2012 г. якутами был установлен мировой рекорд, попавший в «Книгу рекордов Гиннеса»: более 15 тысяч человек, взявшись за руки, водили национальный хоровод — осуохай.
Фольклорным артефактом древнейшего искусства якутов является олонхо — эпическое произведение длиною в 10–30 тысяч стихотворных строк, аналогов которому в мире не существует. В 2005 г. олонхо было названо ЮНЕСКО одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества». Пересказ олонхо — задание не из легких. На пересказ маленького олонхо уходит 3 дня, среднего — 6 дней, а большого — 9 дней. Кроме того, исполнение олонхо требует от сказителей (олонхосутов) не только умелого владения словом и певческих способностей, но и артистизма. Олонхосут своим пением завораживает стоящих подле него людей, отправляя их в круговорот бушующих событий древности. Олонхо отражают этническую идентификацию якутского народа, исконные нравственные и моральные ценности. Так, главной идеей эпического произведения является защита Родины от врагов. Центральные фигуры сказаний — сильные, смелые, справедливые герои-основатели племён и родов — перекочевали в современную литературу.
Студенты обсудили произведение якутского писателя Александра Егорова «Память крови». Стоит отметить, что в 2009 г. рассказ одержал победу в конкурсе, учреждённом газетой «Якутск вечерний». Победителя выбрал именитый литературовед, радио- и телеведущий Виктор Ерофеев, известный своим острым умом и блестящей эрудицией. Неспроста рассказ был удостоен первой премии, ведь глубина замысла, подача текста, использование древнеякутского языка свидетельствуют о проведении колоссальной работы. Автор обнажает якутскую картину мира, показывает образы, характерные для культуры саха. При этом важно, что писатель рассказывает о культуре саха на русском языке, вступая таким образом в межкультурное взаимодействие с читателем, потенциально принадлежащим к иной этнической общности.
«На мой взгляд, очень важно делиться своей культурой и узнавать особенности других. Как уроженка Якутии я заинтересовалась рассказом «Память крови» и решила перевести строки, написанные на древнем якутском языке. Поначалу задача казалась невыполнимой, но я не сдавалась. Привлечение мамы, папы и дяди дало свои плоды: получилось расшифровать то, что автор хотел нам сказать. На семинаре я видела горящие глаза и была приятно удивлена. Это здорово, когда ребята из разных стран — от Афганистана до Сербии, от Украины до Таджикистана — задают тебе вопросы, искренне желая узнать больше о родной для тебя культуре», — отмечает Айыына Торотоева. Действительно, культурный код, имеющийся у того или иного народа, проходит через века, подстраиваясь под различные обстоятельства, но сохраняя свою основу. Таким образом, студенты подметили, что в якутской литературной традиции наблюдается преемственность. Шаманизм, свойственный якутской общественной жизни в прошлые века, находит отражение как в эпосе, так и в современной литературе: добрые шаманы и боотуры (богатыри) одерживают победу над злыми духами.
Познание иной культуры — это возможность встать на ступеньку выше. Проведенный семинар доказал важность межкультурной коммуникации как способа взаимодействия представителей разных культур. Якутия, её традиции, языковая картина мира были открыты студентами как ларец с драгоценностями. Конечно, этот ларец не имеет дна, что обусловлено необъятными границами культуры. Именно познание мирового культурного наследия помогает каждому из нас саморазвиваться и реализовываться как личность.
Владислав Бутенко
Преподаватель университета – это человек, прежде всего, крайне увлеченный своим предметом. Он стремится углублять свои знания и влюблять в предмет студентов. Его работа немыслима без научной деятельности –это главный аспект работы преподавателя университета. От такого положения дел выигрывают все: сам сотрудник, пытливый студент, университет и наука в целом.
Преподаватель университета – это человек, прежде всего, крайне увлеченный своим предметом. Он стремится углублять свои знания и влюблять в предмет студентов. Его работа немыслима без научной деятельности –это главный аспект работы преподавателя университета. От такого положения дел выигрывают все: сам сотрудник, пытливый студент, университет и наука в целом.