4 проекта преподавателей магистратуры РУДН получат финансирование фонда Потанина
Победители конкурса получили до 500 тысяч рублей на свои проекты. Средства могут быть использованы на проект по созданию образовательного продукта по одной из четырех номинаций: новая магистерская программа, новый учебный курс, новый учебный онлайн-курс или новые методы и технологии в обучении.
Преподаватели РУДН — об участии в конкурсе
Александр Александрович Гусаков — кандидат экономических наук, доцент экономического факультета РУДН:
Что мотивировало участвовать в грантовом конкурсе фонда Владимира Потанина?
Понимание необходимости разрабатывать учебные курсы, которые будут развивать навыки, востребованные работодателями, такие как: креативное мышление, умение работать в команде, ориентированность на человека, умение работать с информационными технологиями (ИТ). Учет особенностей восприятия и мотивации молодежи предполагает применение мультимедийного контента, игровых механик, которые могут активнее вовлекать студентов в процесс обучения. Надеялся, что поддержка со стороны Фонда Владимира Потанина поможет создать такой курс. Другим мотивом была возможность общения с другими победителями конкурса для обмена опытом.
Расскажите о проекте, который вы представили на конкурс
Проект предполагает разработку для магистратуры экономического факультета нового учебного курса «Управление виртуальной командой разработки продукта». Несколько лет я веду в бакалавриате свой курс, на котором студенты работают в малых проектных командах. Для совместной работы им необходимо создавать общее виртуальное пространство, в котором они общаются, а еще накапливаются идеи и прототипы. Как правило, для этой цели студенты используют социальные сети и мессенджеры, что недостаточно эффективно.
Я обучаю студентов работе с различными ИТ. В этом учебном году стал активно применять программное обеспечение Miro. Эта программа хорошо интегрируется с MS Teams. Miro позволяет организовать увлекательную коллективную работу на занятиях, причем независимо от того, в классе находятся студенты или онлайн. Это приложение используют многие ведущие компании для организации коллективной работы сотрудников. Будем пробовать разные программы для организации коммуникаций и виртуального пространства команды. В связи с изменившейся ситуацией необходимо расширить круг программ, которые могут быть использованы в рамках нового курса, чтобы возможные ограничения со стороны иностранных правообладателей не повлияли на результат.
Знаю, что учебные курсы, предусматривающие командную работу по созданию новых продуктов, существуют в зарубежных вузах. Лично знаком с такой практикой в университете Аалто (Хельсинки). В течение последних лет привлекал студентов экономического факультета и инженерной академии к участию в проекте Global Studio, который создал Erik Bohemia (Великобритания) более 10 лет назад. Прошлой осенью наши студенты работали вместе со студентами из Бразилии, Испании, Италии и Турции. Работа идет в малых проектных командах, и участники выполняют одновременно две роли: заказчиков для команды — партнера, и одновременно исполнителей (дизайнеров). Все студенты отмечают, что участие в проекте дало им новый опыт и навыки.
Другим аргументом для выбора темы моего проекта были обсуждения с коллегами по кафедре. Они подтвердили, что навыки по управлению работой виртуальных команд сейчас востребованы, и такой курс может быть встроен в программы разных направлений магистратуры.
150 победителей конкурса получили гранты на разработку магистерской программы, учебного курса или внедрение новых образовательных практик. А что планируете сделать вы?
Новый учебный курс должен быть создан в течение года. Новизна подходов, которые будут реализованы в рамках курса, состоят в применении методов дизайн мышления (ДМ), а также современных инструментов коллективной работы. Применение ДМ меняет процесс взаимодействия преподавателя и студента. От традиционной трансляции знаний переходим к самообучению под руководством преподавателя. Преподаватель дает знания о процессе, методах командой работе и так далее. Он следит за тем, как студенты взаимодействуют друг с другом, как используют инструменты для коммуникаций и разработки. Студенты в свою очередь определяют целевую аудиторию, ищут проблемы пользователей и формулируют задачу для дизайна. В новом курсе будут использованы цифровые аналоги инструментов дизайн мышления, что соответствует задачам работы в виртуальном пространстве. Создавая быстрые прототипы цифровых услуг и тестируя их с пользователями, студенты получают навыки создания продуктов, ориентированных на человека.
Чтобы студенты лучше воспринимали изучаемый материал, стараюсь найти интересные видеосюжеты. Наглядность тоже облегчает усвоение нового материала для иностранных студентов, которые недостаточно уверенно владеют русским языком. При разработке нового курса планирую создать видеоконтент для повышения эффективности обучения.
Надеюсь, что удастся реализовать задуманное и новый курс пригодится в программах различных направлений магистратуры РУДН.
Игорь Кеворкович Данилов — профессор, доктор технических наук, директор департамента транспорта, инженерная академия:
Мотивировало то, какой вклад это может привнести в создание конкурентоспособной образовательной программы междисциплинарной магистратуры в инженерной академии РУДН на базе двух направлений подготовки: «Нефтегазовое дело» и «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Программа называется «Эксплуатация технологических комплексов трубопроводного транспорта нефти и газа». Идея пришла, когда общался с большим количеством специалистов-практиков, которые занимаются эксплуатацией трубопроводов, технологического оборудования и транспортировкой нефти и газа. Нужны универсальные специалисты, владеющие соответствующими компетенциями.
Со следующего года планируется реализовать эту программу в РУДН силами двух департаментов инженерной академии. В команде специалисты высокого уровня данных направлений подготовки, молодые, имеющие ученые степени, компетентные и амбициозные. Мы уже сформировали перечень дисциплин, определились с местами практик, необходимых для подготовки специалистов, осенью представим всю необходимую учебную документацию для реализации образовательной программы с
Области и сферы профессиональной деятельности выпускников программы:
- Образование и наука (в сферах: профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного образования; научных исследований);
- Транспорт (в сферах: организации эксплуатации транспортно-технологических комплексов; разработки мер по повышению эффективности использования транспортно-технологических комплексов);
- Добыча, переработка, транспортировка нефти и газа (в сферах: руководства производством и работами по диагностике на линейной части магистральных газо- и нефтепроводов; организации работ по эксплуатации газонефтетранспортного оборудования; организации работ по эксплуатации газонефтераспределительных станций; руководства работами по диагностике газонефтетранспортного оборудования).
Диана Мустафина-Бредихина — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права юридического института РУДН:
Вдохновило желание сделать что-то полезное для РУДН, поскольку участие преподавателей в грантовых конкурсах важно для университета. Идея углубиться в правовое регулирование генетических технологий и всего, что с этим связано, пришла достаточно давно. Развитие технологий секвенирования генома, модификации ДНК для устранения из организма «сломанного» гена развиваются стремительно. Это означает, что такие области объективно требуют правового регулирования и подготовки специалистов, способных быть правоприменителями в этой сфере.
Я буду разрабатывать новую учебную дисциплину «Правовое регулирование генетических технологий в медицине» для магистерской программы юридического института «Медицинское право».
Дмитрий Александрович Молчанов — доктор технических наук, профессор кафедры прикладной информатики и теории вероятностей факультета физико-математических и естественных наук РУДН:
Замотивировало участвовать в конкурсе одна из целей грантовой программы — финансирование разработки учебных курсов. Проект направлен на подготовку и развитие серии лекционных и практических занятий для изучения сетей связи пятого и шестого поколения (5G/6G). Программа подразумевает создание качественного цифрового содержания курсов для студентов РУДН, что невозможно без соответствующего оборудования. Грант позволит разработать программу изучения таких сетей, которая не имеет аналогов в России и мире.
Соавтор проекта: Вячеслав Олегович Бегишев — кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной информатики и теории вероятностей факультета физико-математических и естественных наук РУДН.
Справочно
Все заявки, допущенные к участию по формальным критериям, независимо друг от друга заочно оцениваются не менее чем двумя экспертами. По результатам заочной оценки автоматически составляется итоговый рейтинг. Победителями становятся 150 заявителей, занявших в нем первые места. Еще 5 включаются в резервный список.
От Москвы до Камчатки — география участников осенней школы по информационным технологиям. Более 50 студентов из вузов России встретились в Дубне, чтобы ближе познакомиться с Объединённым институтом ядерных исследований (ОИЯИ). А студенты РУДН заняли 2 место на двух хакатонах.
Двое студентов РУДН вошли в число победителей на «Международной молодежной мастерской по медицинской химии». Конференция прошла во время Менделеевского съезда и объединила студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры из ведущих вузов России и стран зарубежья.
За победу в анатомической олимпиаде «От Везалия к „Пирогову“» сразились 26 команд из России, Африки и Индии. Студенты «Лечебного дела» РУДН с большим отрывом забрали 1 место.