«Медицина не терпит волочения сзади», — Анастасия Лохонина, доцент кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии РУДН
19 ноября — День преподавателя высшей школы в России. О буднях и вечерах преподавателя мы поговорили с Анастасией Лохониной — доцентом кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии РУДН, заместителем директора НИИ молекулярной и клеточной медицины, куратором «Инкубатора международной науки».
Вспомните первые годы в преподавании — какие ошибки совершали?
Первые полгода ходила на занятия к образцовым преподавателям — к профессору — своему научному руководителю Тимуру Хайсамудиновичу Фатхудинову и доценту Веронике Микаэловне Ботчей. Прислушивалась и присматривалась, как они опрашивают студентов, какой объем материала дают, как работают с группой. К своим занятиям в первый год я очень долго готовилась — писала конспекты, систематизировала информацию, верстала презентации, подыскивала в сети редкие фото препаратов и электронограммы.
Какие советы готовы дать тем, кто только начинает работать на кафедре
Не бойтесь студентов. В аудиторию надо заходить, как к друзьям.
Не перегружайте занятия. Понимаю, что хочется дать все! Из-за этого может возникнуть комплекс самозванца «я плохой преподаватель». Я поначалу мучилась, что могу что-то упустить. Поэтому научилась отбирать самое важное.
Не распыляйтесь. Важно перерабатывать материалы, систематизировать их, подавать плотно. Иначе есть риск не успеть. Когда начинаешь преподавать, важно осознать временнЫе габариты пары. Это как для водителей-новичков важно поездить, чтобы понять габариты машины — вскоре получается вписываться.
Что отличает отличного студента от просто хорошего?
Жадность. Дикая жадность к знаниям. Им мало просто выучить тему по учебнику или правильно и аккуратно зарисовать препарат в альбом. Они роют землю в поисках информации. И тебе рядом с ними хочется и самому учиться.
Они умеют совмещать интересы в науке, спорте, танцах, языках... Их не останавливает высокая учебная нагрузка, они постоянно хотят узнавать новое.
А что помогает студентам освоить большие объемы материалов? Какие качества нужны?
- Пунктуальность, причем не только в контексте «вовремя прийти», но и сдать работу, подготовить материал.
- Опрятность — и я не только о глаженом халате говорю, но и про отношение к конспектам, препаратам, людям.
- Умение говорить предложениями. Когда на коллоквиуме приходится вытаскивать каждое слово из будущего врача — это не дело. Как он будет объяснять пациенту его состояние? Как он будет общаться с коллегами?
Вы работаете с сильнейшими студентами-медиками в «Инкубаторе международной науки», да и в группах у вас много очень сильных ребят. А как Вы боретесь за тех, кому учеба дается сложно?
Группы состоят не только из выпускников медколледжей и химико-биологических классов. Иногда приходится объяснять буквально на пальцах и в пантомиме, повторять по сто раз. У меня даже есть подборка мультфильмов по темам занятий. Важно создать в группе такой микроклимат, чтобы студенты не боялись задавать даже глупые вопросы и не стеснялись отвечать при всех. Бывает и такое, что приходят ко мне в кабинет и спрашивают лично, потому что им стыдно при всех показать, что они не знают.
К сожалению, часто на перекличке слышу фразы «Его нет и не будет — он отчислился» или «Ей тяжело, она ушла». Много кто уходит по собственному желанию, не справляясь с нагрузкой. Медицина не терпит волочения сзади.
А что раздражает в работе преподавателя?
Не терплю хамство, и это не про слова, а про ситуации, когда ты второй час читаешь материал, а кто-то сидит в телефоне.
Очень не люблю вопросы ради вопросов, для привлечения внимания. Считаю это дерзостью.
А когда хихикают над терминами, тоже не могу быть спокойна, обычно это происходит на занятиях по репродуктивной системе.
Вы преподаете многие дисциплины. Какая из них — любимая?
«Частная гистология» — обожаю материалы про конкретные органы. Особенно приятно осознавать, что на базу этого предмета потом ляжет и патанатомия, и патфизиология, и фармаколлогия.
Кстати, когда сама была студенткой, я просто ненавидела все, что связано с гистологией. Теперь сама ее преподаю. И до сих пор каждый раз примеряю на себя роль студента — спрашиваю себя, понятно ли мне, видно ли мне, какие вопросы у меня...
Вы преподаете 6 лет. За это время уже есть студенты, которыми Вы гордитесь?
Восхищаюсь Андреем Костылевым — бизнесменом и изобретателем. Он разработал способ терапии атеросклероза, привлек несколько сотен миллионов рублей инвестиций. Он очень крутой, с его помощью я переосмыслила некоторые процессы в своей работе.
Аспирантка Энар Джуманиязова. Она «прибилась» ко мне на втором курсе, а сейчас уже закончила ординатуру по химиотерапии, поступила в аспирантуру к нам на кафедру и сама стала преподавать, она моя гордость.
Хусейна Джафарова считаю будущим лидером здравоохранения. Дарина Хамурзова — она еще на четвертом курсе, но ее уже ассистирует ведущий московский хирург. Гоша Куплинов — тоже гениальный изобретатель — биомедик. И таких ребят немало.
Кого Вы считаете своим наставником?
Антонину Васильевну Крылову — мою самую первую учительницу. Именно она вложила в меня и моих одноклассников базу, чтобы мы стали лидерами. Недавно была встреча выпускников — все мои школьные друзья окончили хорошие университеты, у многих есть ученые степени, многие стали руководителями. Именно Антонина Васильевна вылепила из нас пластилиновых, жадных до знаний людей.
Анастасия Вячеславовна, Вы когда докторскую защищать будете?
(Улыбается.)
Когда — не скажу. Столько занятий, грантов, административной работы. Но защищать буду — это точно, в свободное от всего время занимаюсь этим. Так что рано или поздно докторская случится. По-другому — никак.
Фото: из личного архива Анастасии Лохониной.
От Москвы до Камчатки — география участников осенней школы по информационным технологиям. Более 50 студентов из вузов России встретились в Дубне, чтобы ближе познакомиться с Объединённым институтом ядерных исследований (ОИЯИ). А студенты РУДН заняли 2 место на двух хакатонах.
Двое студентов РУДН вошли в число победителей на «Международной молодежной мастерской по медицинской химии». Конференция прошла во время Менделеевского съезда и объединила студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры из ведущих вузов России и стран зарубежья.
За победу в анатомической олимпиаде «От Везалия к „Пирогову“» сразились 26 команд из России, Африки и Индии. Студенты «Лечебного дела» РУДН с большим отрывом забрали 1 место.