«Встаю в 5 утра и перечитываю материалы. Получается каждый раз по-разному», — Дмитрий Мамченков, доцент кафедры онтологии и теории познания
19 ноября — День преподавателя высшей школы. К этому празднику мы поговорили с Дмитрием Валерьевичем Мамченковым, который преподает философию в РУДН. О личностях и отличниках, дисциплине ради любимой дисциплины, гордости за выпускников — в интервью.
Какие ошибки Вы совершали в первые годы работы со студентами?
У меня были завышенные ожидания. Я невольно проецировал свое отношение к учебе на студентов. Часто они меня разочаровывали. Лишь с годами я осознал, что нужно быть «ближе к людям».
3 качества, которые отличают отличного студента от просто «неплохого»?
Самое главное — мотивация. Отличный студент всегда хочет больше.
Студенты-лидеры не боятся преподавателя и отстаивают свое мнение.
Хорошая социализация. Сильные студенты активно взаимодействуют с другими людьми и организациями: находят общий язык со сверстниками, умеют выйти на диалог с преподавателями, знают возможности подразделений университета. Это очень важно для дальнейшей карьеры.
Насколько преподаватель должен бороться за каждого отстающего студента?
Есть студенты, которые пришли не к тому учителю. Основная причина неуспеваемости — лень. Она вызвана отсутствием мотивации, что обусловлено недостатком интереса к предмету. Важно более ответственно подходить к профориентации школьников. И необходимо давать возможности переходить на другую специальность на I-II курсе.
Как часто возникает желание снизить оценку, например, за хамство или опоздания?
Когда мы ведем философию и другие общие предметы на первом курсе, наша задача — не только дать конкретные знания, а социализировать студентов в вузе. Человек после первого семестра разительно меняется. И это тоже наша работа.
С другой стороны, есть небольшой процент очень «творческих» личностей, которые ведут себя «свободно». Иногда это компенсируется их научным творчеством. Поэтому нужно быть терпеливым.
Как относитесь к мысли, что «бюджетники умнее контрактников»? Как часто в Вашей практике были талантливые «контрактники»?
Понятия не имею, никогда на это не смотрю. Для меня студент — как книжка без корешка — интересует только его содержание.
Какой предмет из тех, что Вы читаете, — любимый?
«Философские теории развития». Этот предмет соответствует сфере моих научных интересов — изучение возможности мыслить предмет науки эволюционно. Хотя я веду этот предмет уже несколько лет, к каждому уроку я готовлюсь, как в первый раз: встаю в 5 утра и перечитываю свои материалы, первоисточники. Получается каждый раз по-разному. Наверное, сложно для студентов... Но я получаю удовольствие.
Есть кодекс преподавателя РУДН. Что Вы в него добавили бы — может, есть требования, которые Вы предъявляете к себе, хотя они не зафиксированы «де юре»?
Только не нужно ничего никуда добавлять! В РУДН достаточно регламентов и кодексов. Единственное требование — профессионализм, честность по отношению к себе, к своей совести.
Как думаете, чем отличается работа преподавателя в вузе от работы учителя в школе?
Мне приходилось работать с
10-классниками — могу сказать, что к старшеклассникам нужны свои подходы. В школе на первом месте — воспитание личности. Эта цель стоит и перед учителями-предметниками. А в университете, при работе со студентами, важно формировать профессионала своей сферы.
Что Вас больше всего раздражает в работе преподавателя?
Раздражений нет. Расстраивает, когда текущая преподавательская работа не оставляет времени на науку.
Назовите выпускников, которыми Вы особенно гордитесь.
В этом году у меня две прекрасных выпускницы: магистрант Анна Малютина и бакалавр Дарья Семенова. Обе написали прекрасные выпускные работы и продолжили обучение. С Анной у нас уже есть совместные серьезные публикации. Очень надеюсь на дальнейшее научное сотрудничество с ней — уже пишем новую работу.
С большой теплотой вспоминаю Сэма-Фестуса Чуквуджекву, с которым я познакомился еще лет 10 назад, когда вел у него занятия на подфаке. Потом он прошел все ступени обучения на философском отделении. С ним всегда было приятно работать. Всегда, когда вижу его, улыбаюсь.
Когда докторскую защищать?
Мысли и материалы есть. Дело за малым — оформить все в текст и публикации.
Считаю, что докторскую лучше делать без перерыва, сразу за кандидатской, чтобы не потерять разгон. У меня так не получилось. Много времени заняла административная работа. Но надеюсь наверстать!
Фото: из личного архива Дмитрия Валерьевича Мамченкова.
Институт русского языка РУДН организовал курсы повышения квалификации по методике преподавания русского языка и литературы. В них приняли участие 200 преподавателей русского языка Республики Узбекистан. Также для студентов, школьников начальных и средних школ Узбекистана РУДН провёл интенсивный курс по изучению русского языка.
До 14 июня открыт приём заявок на участие в стипендиальной программе Правительства Социалистической Республики Вьетнам для обучения, стажировки и повышения квалификации на площадке вьетнамских университетов. Отправиться на учёбу можно будет в 2024/2025 учебном году. Подробности — в материале.
Студенты медицинского института приняли участие в I Международной студенческой олимпиаде по офтальмологии. Команда РУДН получила специальный приз «За лучший вклад в популяризацию офтальмологии среди студентов медицинских вузов Российской Федерации, Республики Беларусь и Сирийской Арабской Республики» за видеоролик о профессии офтальмолога.