«Мы разные! Мы равные! Мы лидеры!»: как вузы развивают инклюзивную культуру?
В России обучается почти 36 тысяч студентов с ограниченными возможностями здоровья. Какие меры предпринимают вузы, чтобы сделать среду обучения доступнее? Как помогают студентам интегрироваться в общество и трудоустроиться? Обсудили на конференции «Вклад вузов в развитие инклюзивной культуры в социуме» в РУДН.
Сложилась такая проблема, что сейчас во многих странах мира есть достаточно развитое законодательство, которое защищает лиц с особыми образовательными потребностями. С другой стороны, ради чего мы и собрались — отсутствие практических механизмов и технологий, которые реализуют хорошее законодательство. Нам интересен различный опыт.
На вопрос инклюзивной культуры посмотрели с двух сторон. С одной стороны — сотрудники, представители вузов и общественных организаций, которые создают условия для людей с особыми образовательными потребностями. А с другой — сами ребята с ОВЗ и их друзья-студенты, которые могут по-настоящему оценить отношение и доступность среды в университетах.
У Ольги Петровой, заместителя Министра науки и высшего образования РФ, было одно из самых насыщенных выступлений — она поделилась и цифрами, и фактами, и живыми примерами из собственной практики.
Культура инклюзии, культура восприятия — общая среда, комфортная для всех. Мы разные. Мы равные. Но мы все вместе делаем мир лучше, потому что это наша миссия. Миссия системы высшего образования.
На первой сессии выступил Олег Ястребов, ректор РУДН. Он рассказал об особом отношении РУДН к инклюзивной культуре.
В нашем университете понятие «инклюзия» мы рассматриваем шире, чем во многих университетах. И языковой барьер, и межкультурный барьер, и многое, с чем сталкивается университет на протяжении 60 лет — это и есть инклюзия. И в этой среде наш официальный лозунг: «Мы все разные, но мы все равные, и мы все лидеры».
В 2023 году из российских вузов выпустились 5 261 человек с инвалидностью. Из них трудоустроились 2 912.
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, председатель Общероссийского общественного движения «Образование для всех», посмотрел на этот вопрос с правовой точки зрения.
Новый закон о занятости, сравнительно недавно принятый Государственной Думой, должен улучшить ситуацию. В частности, этот закон требует, чтобы работодатель отчитывался о квотированных рабочих местах для инвалидов. Не как раньше было, не заявлениями: „Мы создали рабочие места. Если люди с инвалидностью не пришли, то это их проблемы“. Сейчас работодатели должны отчитываться реальными трудовыми договорами.
Во второй день слово взяли обучающиеся. Они выступили с докладами о политике и оснащении вузов, реализации студенческих проектов и возможностях, которые предоставляют учебные заведения. РУДН поддерживает порядка 100 студентов с ОВЗ. Об условиях в университете рассказали студенты.
Учебные аудитории оснащены специальным компьютерным оборудованием и вспомогательными средствами для студентов с нарушением зрения и слуха, инвалидными колясками и индукционной петлей — антенной для передачи звука на слуховые аппараты. Также для студентов с нарушением слуха есть справочная информация, которая дублируется на мониторах, а для студентов с нарушением зрения работает официальная версия сайта РУДН для слабовидящих. На занятиях помогают ассистенты и волонтеры, иногда можно встретить даже сопровождающих собак.
От Москвы до Камчатки — география участников осенней школы по информационным технологиям. Более 50 студентов из вузов России встретились в Дубне, чтобы ближе познакомиться с Объединённым институтом ядерных исследований (ОИЯИ). А студенты РУДН заняли 2 место на двух хакатонах.
Двое студентов РУДН вошли в число победителей на «Международной молодежной мастерской по медицинской химии». Конференция прошла во время Менделеевского съезда и объединила студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры из ведущих вузов России и стран зарубежья.
За победу в анатомической олимпиаде «От Везалия к „Пирогову“» сразились 26 команд из России, Африки и Индии. Студенты «Лечебного дела» РУДН с большим отрывом забрали 1 место.