Аспирантуру и докторантуру всех стран СНГ необходимо привести к общему знаменателю
Различия между системами подготовки кандидатов, докторов наук в странах СНГ за последние годы усилились, и во многих государствах были найдены эффективные механизмы, помогающие повысить качество диссертаций и стимулировать научную деятельность талантливых ученых, преподавателей, практиков. Вопрос об организации встречи представителей систем подготовки и аттестации кадров высшей квалификации (в России – ВАК – Высшая аттестационная комиссия при Минобрнауки РФ, председателем которой является Ректор РУДН Владимир Филиппов) для своеобразной «сверки часов» назревал давно, и вот 14 апреля представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Таджикистана собрались в Российском университете дружбы народов, чтобы поделиться опытом и выработать совместные решения для дальнейшей работы на благо науки.
Заместитель Министра образования и науки РФ Людмила Огородова обратила внимание коллег на то, что в России аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Основное внимание Минобрнауки в этой области направлено на более эффективную подготовку качественных кадров, выработку критериев для отбора ведущих организаций, активизацию репутационных механизмов и обеспечение прозрачности системы. Общее число диссоветов уменьшилось на 34% (с 3294 в 2010 г. до 2170 в 2016 г.), однако количественное сокращение – лишь одно проявление мер по оптимизации сети диссоветов по всей России. Одним из интересных направлений Замминистра назвала разработку пилотного проекта, в рамках которого ведущие вузы страны смогу выдавать свои дипломы кандидатов наук при условии соблюдения требований к соискателю не ниже государственных стандартов. Основные принципы, которыми руководствуется Министерство, – качество диссертаций и справедливость аттестации соискателя.
Председатель ВАК, Ректор РУДН Владимир Филиппов добавил, что необходимо постепенно отходить от понятия «журналы списка ВАК», в связи с чем сейчас проводится работа по включению 1000 лучших научных изданий России в международные базы WebofScience, Scopus и другие.
Среди наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются ведомства СНГ, занимающиеся подготовкой и аттестацией соискателей научных степеней, стали недобросовестные заимствования и тенденция «старения кадров», а также нехватка докторов наук для многих специальностей. Эти вопросы Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки РФ Инесса Шишканова назвала «наднациональными проблемами», и с ней согласились все участники совещания.
Конечно, все социально-экономические особенности стран СНГ, влияющие на систему подготовки и аттестации соискателей научных степеней, сложно учесть, однако необходимо учитывать сложившиеся основы, традиции, опыт научных школ и инновационные подходы ряда государств-членов СНГ, делиться положительными результатами. Так, в Азербайджане и Беларуси «ВАКи» находятся в прямом подчинении президенту, а в Кыргызстане – премьер-министру, что отражает важность их деятельности. Эффективным видится и профессиональная саморегуляция, государственное планирование при назначении тем исследования. Например, в Казахстане ведется целевая подготовка кадров: аспиранты и докторанты пишут диссертации исключительно по приоритетным направлениям исследованиям государства. С 2005 года там введена новая система – докторантура PhD. Если в 2000-2010гг в науке и образовании оставалось около 10% защитившихся, то в прошлом году этот показатель вырос до 87%. У Молдовы, в свою очередь, очень амбициозные планы – руководство страны стремится к тому, чтобы 100% лекторов имели научную степень. Было введено требование, чтобы 1 оппонент был зарубежным экспертом, при этом возможно их онлайн-присутствие на защите.
Различия в системах подготовки и аттестации становятся причинами сложностей в нострификации, взаимного признания научных степеней и званий на постсоветском пространстве. Участники совещания пришли к единодушному мнению, что эти и многие другие вопросы требуют общих ответов и системных действий. По итогам встречи было принято решение обратиться в Исполнительный комитет СНГ с инициативой создания Совета по аттестации научных кадров высшей квалификации для гармонизации существующих систем. Планируется организовывать ежегодные встречи для принятия совместных решений. В частности, в следующем году планируется провести работу по созданию единого электронного ресурса для всех ВАКов СНГ, создать единый список наиболее цитируемых журналов, составить общую номенклатуру научных специальностей, выработать рекомендации по защите диссертаций в международных диссоветах.
25 победителей Indonesian International Student Mobility Awards 2024 завершили обучение на программе “Sustainable Urban Development and Climate Action”, реализованной на базе института экологии РУДН.
Международная школа «From soil fertility management to sustainable agriculture» состоялась на базе аграрно-технологического института РУДН. Её слушателями стали 60 человек из партнерских университетов стран БРИКС: Китая, Ирана, Индии, России, Египта и ЮАР.
«Опыт участия в студенческих организациях как путь к формированию карьерных навыков» — тема международного научного семинара института экологии РУДН. Стипендиаты премий International Student Mobility Awards 2024 и Open Doors, активисты научного студенческого общества «GreenLab» и профессионального студенческого объединения «Костёр» поделились результатами своей научной деятельности в области охраны окружающей среды.